Субсидии на снижение энерготарифов для населения выросли
Власти подняли максимальный платеж промышленности до 241 млрд рублей
Правительство увеличило объем предельного платежа бизнеса за снижение тарифов на электроэнергию для населения. Максимальный объем перекрестного субсидирования вырос на 5% к уровню 2014 года, до 241 млрд руб. в год. В список субсидируемых регионов впервые попали Крым и Севастополь. В Минэнерго говорят, что объем субсидий просто приведен к реалистичным значениям. Уровень дотаций увеличен из-за слабой эффективности федеральных мер по борьбе с перекрестным субсидированием, говорят аналитики, ожидая дальнейшего роста нагрузки на бизнес.
Правительство утвердило новый предельный годовой объем перекрестного субсидирования (доплата бизнеса за снижение тарифов на электроэнергию для населения) в электросетевом комплексе. Показатель увеличился на 5,17%, до 241,2 млрд руб. в год. Соответствующие изменения в постановление правительства №1178 опубликованы на сайте pravo.gov.ru. В предыдущей версии документа от 2014 года максимальный объем субсидирования составлял 229,384 млрд руб.
В России тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством и исторически ниже экономически обоснованного уровня. Дополнительные затраты закладываются в цены на электроэнергию для промышленности.
Предельный объем перекрестного субсидирования назначается для каждого региона. Наибольший показатель установлен для Свердловской области (12,63 млрд руб.), Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (10,78 млрд руб.), Башкирии (10,4 млрд руб.), Самарской области (9,93 млрд руб.). Впервые в списке появились Крым (474,69 млн руб.) и Севастополь (153,3 млн руб.), хотя там действует дифференциация тарифов для населения в зависимости от объема потребления. Из списка лидеров по объему дотаций вышли Москва и Московская область. Показатель для Москвы — 3,35 млрд руб. (снижение на 70%), а для Московской области — 6 млрд руб. (минус 30%).
Регуляторы не могут побороть перекрестное субсидирование многие годы. Согласно стратегии развития электросетевого комплекса РФ, объем субсидирования планировалось снизить до 50 млрд руб. к 2022 году. В 2014 году правительство собиралось утвердить график снижения дотации, но документа все еще нет. Правительство не раз обсуждало увеличение тарифов для населения, но отказывалось от идеи. В конце 2021 года проблему переложили на регионы: теперь субъекты РФ имеют право самостоятельно вводить дифференциацию тарифов для населения в зависимости от объема потребления (см. «Ъ» от 22 декабря 2021 года).
В Минэнерго сообщили «Ъ», что предельный уровень перекрестного субсидирования обновлен в связи с изменением структуры потребления электроэнергии населением в субъектах РФ и «приведен к реалистичным на сегодня значениям». Причем в 55 регионах фактически зафиксировано снижение показателя на сумму в 17,9 млрд руб. относительно 2013 года. «Ъ» направил запрос в «Россети».
«ФАС работает над выравниванием объемов перекрестного субсидирования по уровням напряжения и его равномерному распределению между потребителями в регионе. Это позволит сделать прозрачным и понятным алгоритм расчета “перекрестки”, что снизит нагрузку с промышленных потребителей, но при этом не допустит рост тарифов для населения»,— заявили «Ъ» в службе.
«Рост “перекрестки” после того, как наши регуляторы берутся за ее сокращение, стал уже закономерностью. Между тем международный опыт показывает, что нет ничего сложного в том, чтобы сделать ее адресной и более полезной для экономики и общества»,— говорят в «Сообществе потребителей энергии».
Ограничение максимального уровня перекрестного субсидирования давно и повсеместно нарушается, отмечает Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. По его оценкам, общий объем субсидирования в 2021 году в целом по РФ составил 239,7 млрд руб., превысив целевой показатель примерно на 5%. Федеральное ограничение было нарушено в 21 субъекте РФ.
Общий прирост субсидирования, установленный новым постановлением, выглядит умеренным в целом по стране за счет впечатляющих достижений по сокращению показателя в экономически развитых субъектах РФ. Хотя в отдельных регионах постановление повышает уровень допустимого перекрестного субсидирования до фактически сложившегося значения. «На мой взгляд, это свидетельствует о слабой эффективности федеральных мер, направленных на сокращение перекрестного субсидирования на региональном уровне»,— заключает Сергей Сасим. По его мнению, сейчас нет предпосылок для ощутимого снижения перекрестного субсидирования и его объем будет расти.