Ближний Восток оказался между Москвой и Вашингтоном
Страны региона опасаются однозначно высказаться по кризису вокруг Украины
Развитие событий вокруг Украины может повлиять на расклад сил и в других международных конфликтах. На Ближнем Востоке ситуация в центре Европы вызывает особую озабоченность. Израиль был одним из тех, кто до последнего тянул с реакцией на признание Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), опасаясь испортить отношения либо с Москвой, либо с Вашингтоном. Держит паузу и Иран. Зато Турция не боится открыто изложить свою позицию: в Анкаре уверены — и это доказано на практике: разногласия не помешают ее взаимодействию с Москвой. У других стран такой уверенности нет.
«Развитие событий может иметь негативное воздействие на разрешение конфликта в Сирии, но надеюсь, что этого не произойдет»,— сказал спецпредставитель генсека ООН по Сирии Гейр Педерсен на состоявшейся сегодня в Москве встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. До этого ему на протяжении пяти минут пришлось выслушивать недовольство российского министра позицией генсека ООН по Украине, вместо того чтобы обсуждать Сирию. Впрочем, Сергей Лавров уже успел на этот момент пообещать, что Москва будет по-прежнему прилагать усилия по решению сирийской проблемы, несмотря на то что «сейчас в мире пытаются нагнетать конфронтацию практически по любому поводу, касающемуся деятельности Российской Федерации». Под угрозой может оказаться взаимодействие Москвы с Вашингтоном по таким вопросам, как гуманитарное сотрудничество в Сирии и «ядерное досье» Ирана. По крайней мере в экспертном сообществе уже высказываются опасения на этот счет.
То, что ситуация вокруг Украины может повлиять на расклад сил в других международных конфликтах, прежде всего на Ближнем Востоке, особенно остро понимают в Израиле.
Руководство этой страны дотянуло до среды с заявлением относительно решения России признать независимость ДНР и ЛНР. «Израиль поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины»,— заявил после долгих раздумий израильский МИД. В официальном тексте говорится, что «Израиль разделяет озабоченность международного сообщества шагами, предпринятыми на востоке Украины, и серьезной эскалацией ситуации», а также «благополучием тысяч израильских граждан, проживающих в Украине, и благополучием большой еврейской общины страны». Израиль также выразил готовность передать гуманитарную помощь Украине.
«Израиль не принял чью-либо сторону. Это позиция, которая наиболее сбалансированным образом представляет безопасность и политические интересы Израиля»,— процитировала в своем Twitter комментарий высокопоставленного источника к заявлению МИДа корреспондент газеты «Маарив» Анна Райва-Барская.
Еще в минувшее воскресенье министр иностранных дел Израиля Яир Лапид отбивался от местных журналистов, которые пытались получить ответ на вопрос: поддержит ли их страна американские санкции против России. Господин Лапид признал, что традиционно Израиль «идет с США», но в этот раз ситуация для него очень непростая. «Наша граница с Сирией, по сути, является границей с Россией»,— заявил израильский министр. Он напомнил, что координация действий с Москвой до сих пор позволяла Израилю проводить операции против иранцев на сирийской территории. Как раз очередной такой удар был нанесен сегодня по району Эль-Кунейтра.
Публично Россия всегда осуждала израильские атаки по Сирии, но де-факто им не мешала. Да и заявления, за редким исключением, были очень мягкими — из серии, что не стоит превращать сирийскую территорию в арену противостояния внешних сил, под которыми подразумевались Иран и Израиль. Однако в понедельник слова Сергея Лаврова в адрес Израиля на его переговорах с сирийским коллегой Фейсалом аль-Микдадом были как никогда жесткими. Российский министр полностью продублировал позицию Дамаска относительно того, что израильские атаки не только нарушают резолюции Совета Безопасности ООН, но и «подрывают способность сирийской стороны противостоять террористической угрозе».
Еще одна причина двойственной позиции Израиля, по словам главы израильского МИДа,— еврейские общины в России и на Украине. При любых заявлениях израильское руководство должно учитывать, как это отразится на их судьбе. Но угодить всем не получается. В Киеве еще на прошлой неделе выразили разочарование тем, что Израиль не активизировал свою дипломатическую и моральную поддержку Украине. В минувший четверг МИД Украины вызвал израильского посла Михаэля Бродского, чтобы потребовать объяснений в связи с сообщениями СМИ о том, что Израиль запросил помощь России в эвакуации своих граждан с Украины в случае начала войны. Впрочем, помощи Израиль просил не только у Москвы, но и у всех соседних с Украиной стран, а само посольство уже на текущей неделе на всякий случай переместилось во Львов.
Израильские СМИ отмечают, что среди израильских политиков далеко не все были согласны с Яиром Лапидом. Некоторые из них заявили, что встанут на сторону президента США Джо Байдена, если конфронтация между Вашингтоном и Москвой возрастет, сообщила сегодня газета «Гаарец». «Нет никаких сомнений в том, что особые отношения, которые Израиль поддерживает с Соединенными Штатами и над восстановлением которых работает это правительство,— это не те отношения, которые есть у Израиля с Россией»,— цитирует издание слова лидера левой партии «Авода» и члена кабинета национальной безопасности Мерав Михаэли. «Наше сердце обращено в сторону Соединенных Штатов»,— сказал министр по делам диаспоры Нахман Шай «12-му телеканалу». По его словам, Израиль усердно работает над тем, чтобы «не занять четкую публичную позицию, с большой надеждой, что этот кризис закончится без огня, без жертв и без военного противостояния». Однако, добавил он, «мы знаем, где мы находимся на международной карте».
В непростой ситуации оказались и другие региональные партнеры России. Так, Иран ограничился лишь словами официального представителя МИДа Саида Хатибзаде, что в Тегеране «внимательно следят за ситуацией вокруг Украины и призывают все стороны к сдержанности».
Нейтральное заявление сделали страны—члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Генсек этой организации Наиф Фалах заявил, что члены организации «с обеспокоенностью следят за развитием событий на Украине и подтверждают свою поддержку всем усилиям, направленным на урегулирование кризиса путем диалога и дипломатии», а также «поддерживают международные усилия, направленные на деэскалацию и снижение напряженности, инициирование продуманных мер для восстановления стабильности и расчистку путей для политических дискуссий, ведущих к политическому урегулированию кризиса».
Правительство Египта все еще находится в раздумьях. «Мы изучаем последствия российско-украинского кризиса, и сегодня пройдет специальное совещание по этому поводу. Мы надеемся, что кризис быстро закончится, не перерастая в другие масштабы»,— заявил сегодня премьер-министр Египта Мустафа Мадбули.
Единственной страной региона, занявшей однозначную позицию по кризису вокруг Украины, стала Турция, но от нее никто и не ждал иного отношения. Анкара неизменна в своей позиции со времен присоединения Крыма к России. Президент Реджеп Тайип Эрдоган сразу после объявления президентом РФ признания Россией независимости ДНР и ЛНР назвал это решение неприемлемым. Но уже сегодня господин Эрдоган отметил, что Турция не может отказаться от сотрудничества ни с Россией, ни с Украиной, и пообещал поговорить с Владимиром Путиным сразу после саммита НАТО. Со своей стороны Москва дала понять, что позиция Анкары не повлияет на двусторонние отношения. «Вы знаете, что у нас с турками разногласия есть и по Крыму тоже, они давние, но это не мешает нам выстраивать наши отношения. У нас (есть.— “Ъ”) проблемная часть наших двусторонних отношений, а есть области, где мы достигли изрядных успехов»,— сказал ТАСС пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.