Автомобили раскатали расходы

Услуги каршеринга за год подорожали почти на четверть

По итогам 2021 года средний чек в каршеринговых сервисах в России вырос почти на четверть, в среднем до 433 руб. за поездку, подсчитали в Tinkoff Data. Эксперты связывают это с ростом себестоимости, включая подорожание новых машин и бензина. Сами сервисы говорят об увеличении дальности поездок.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Средняя стоимость поездки в каршеринговом сервисе по итогам 2021 года выросла на 23%, в среднем до 433 руб., говорится в подсчетах Tinkoff Data, проведенных для “Ъ”.

При этом, по данным аналитиков, число пользователей таких сервисов в крупных городах страны снизилось год к году на 12,4%, но среднее количество поездок одного пользователя выросло с 4,6 до 5 за месяц.

В подсчетах учитывались траты клиентов Тинькофф-банка, которые хотя бы один раз в течение года оплачивали услугу каршеринга у любого оператора, включая регионального.

По итогам 2021 года лидером рынка оставался «Яндекс.Драйв» с долей 43% против 54% в 2020 году. Следом идет «Делимобиль», чья доля в прошлом году выросла до 34% против 27% годом ранее. У «Ситидрайва» — 12%, в то время как в 2020 году было 8%. Доля BelkaCar не изменилась — 10%. Еще 1% рынка делят небольшие региональные сервисы.

В Москве средний чек по итогам 2021 года в BelkaCar вырос примерно на 60% и сейчас составляет более 500 руб., сообщила гендиректор компании Лориана Сардар: «Мы связываем это в первую очередь с увеличением дальности поездок, когда из-за дистанционного режима работы многие перебрались за город». Увеличение среднего чека фиксируют и в «Ситидрайве», связывая это с ростом спроса на пакетные тарифы от двух часов до семи дней. В «Делимобиле» в среднем по стране средний чек в 2021 году составлял около 320 руб., сообщили в компании.

Но операторы каршеринга отнеслись со скепсисом к тезису Tinkoff Data о снижении пользовательской базы.

«Этот вывод противоречит рыночным трендам»,— настаивает представитель «Делимобиля», уточняя, что лишь 12% пользователей сервиса — клиенты Тинькофф-банка. По ее словам, рынок растет органически, в 2021 году операторы наращивали автопарки, в то время как в 2020 году работа таких сервисов в первую волну пандемии прекращалась на 2,5 месяца. Таким образом, 2021 год не мог показать отрицательную динамику по количеству пользователей каршеринга, уверены в «Делимобиле». Прирост базы пользователей фиксировали и в «Ситидрайве», «Яндекс.Драйве», BelkaCar. Так, по словам госпожи Сардар, в BelkaCar их число выросло на 23% за год, до 1,6 млн.

«Трудно представить, что в 2021 году число пользователей снизилось»,— соглашается аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. По его словам, опубликованные крупными операторами отчетности показывают заметный рост выручки и других показателей у участников рынка. Например, «Яндекс.Драйв» в третьем и четвертом квартале нарастил выручку примерно на треть год к году, замечает эксперт.

Рынок каршеринга уже сформировался и консолидировался вокруг четырех игроков, новых компаний ожидать не стоит, уверен издатель «Трушеринга» Юрий Николаев.

По его словам, существующие компании делают ставку на прибыльность и оптимизацию расходов. В прошлом году действительно заметно увеличилась стоимость поездок из-за инфляционных издержек, включая подорожание в полтора раза новых машин и рост цен на бензин, констатирует эксперт.

Эти факторы, по его словам, сохраняются и в первом квартале этого года, поэтому стоимость краткосрочной аренды продолжит расти вслед за инфляцией и удорожанием лизинга. Кроме того, добавляет Юрий Николаев, каршеринговые сервисы — это IT-компании, а на фоне инфляции и дефицита кадров их зарплатные ожидания растут, поэтому удерживать таких сотрудников стоит дорого.

Дмитрий Шестоперов

Вся лента