Санкции сотрясают воздух
Меры против ВЭБ.РФ и ПСБ могут ударить по российским авиакомпаниям
Санкции США против ВЭБ.РФ и ПСБ, возможно, вынудят правительство создавать специальную новую структуру, которая заберет их лизинговый портфель. Иначе лизингополучатели, среди которых, например, «Аэрофлот», рискуют сами подпасть под санкции. Объем передаваемых активов весьма велик — только портфель «ВЭБ-лизинга» в 2021 году превышал 200 млрд руб.
Правительству в ближайшее время придется искать способ передачи лизинговых активов ВЭБ.РФ и ПСБ, которые подпали под санкции США, полагают собеседники “Ъ”, знакомые с ситуацией. В частности, санкции введены против «ВЭБ-лизинга» и «ПСБ Лизинга», контрагентам дано время до 24 марта, чтобы завершить с ними все операции. В пресс-службе правительства не предоставили комментарии.
Большая часть лизингового портфеля обоих банков — это авиатехника, также существенную часть занимают вагоны.
Согласно отчетности ВЭБ.РФ по МСФО, на 30 июня 2021 года его общий лизинговый портфель составлял 212,8 млрд руб., в том числе чистые инвестиции — 177 млрд руб. Из этого объема более половины (93,5 млрд руб.) приходилось на группу «Аэрофлот». По последним данным, в лизинговом портфеле «ВЭБ-лизинга» были 43 самолета Airbus и Boeing, а также 36 SSJ 100. Из них 34 воздушных судна (ВС), по информации “Ъ”, расписаны на «Россию» (входит в «Аэрофлот») — 29 ВС уже в ее парке, а один SSJ 100 и один Bombardier Q400В переданы в лизинг «Якутии». В «Аэрофлоте» и «Якутии» воздержались от комментариев. «ВЭБ-лизинг», по данным “Ъ”, после объявления санкций не направлял в авиакомпании никаких обращений.
Источник в руководстве одной из крупных авиакомпаний, не сотрудничающих с «ВЭБ-лизингом», полагает, что в такой ситуации власти предпочтут «очистить актив» и перевести флот на другое юрлицо, где не будет доли «ВЭБ-лизинга».
Свой парк вагонов в количестве около 40 тыс. единиц ВЭБ.РФ в конце 2019 года начал передавать входящему в группу ТФМ железнодорожному оператору «Атлант», где получил 25%. По данным источников “Ъ”, перевод завершился еще прошлой весной.
ПСБ никогда не раскрывал общий размер лизингового портфеля. Известно, что банк передал минимум пять SSJ 100 в лизинг «Аэрофлоту» (затем отданы «России»). В январе 2021 года ПСБ подписал соглашение о лизинге 66 вертолетов Ми-8 и «Ансат» для структуры «Ростеха» НССА (санитарная авиация) за 28 млрд руб. В санкционный список отдельно попали два контейнеровоза FESCO, взятые в лизинг в ПСБ. «Оба судна работают под российским флагом и на внутренних линиях. Остальных судов FESCO санкции не касаются»,— говорят там.
Основные риски лизингополучателей связаны с использованием лизингового имущества вне России в странах, которые соблюдают санкционное законодательство США, считает партнер КА Delcredere Андрей Рябинин:
«Например, если самолеты, принадлежащие санкционному лицу, выполняют международные рейсы, есть риск блокировки имущества, даже если его использует компания, не входящая в санкционный список. Кроме того, высока вероятность сложностей с обслуживанием и закупкой запчастей или ПО у американских компаний».
Лизингополучатели могут оказаться под риском вторичных санкций, которые вводятся в отношении лиц, осуществляющих «значительные трансакции» с подсанкционными компаниями, отмечает адвокат АБ «S&K Вертикаль» Борис Романов. При этом критерии «значительности» законодательно не определены.
По мнению Андрея Рябинина, самым простым решением действительно была бы передача имущества, в отношении которого есть санкционные риски, другой государственной лизинговой компании. Но, подчеркивают источники “Ъ”, ни одна из существующих лизинговых госкомпаний не хотела бы брать эти активы из-за потенциальных рисков.
«Возможно, в новой структуре запретят валютные расчеты, все платежи будут конвертированы в рубли, но для авиакомпаний это неважно»,— пояснил собеседник “Ъ” среди авиаторов. Он добавил, что в авиаотрасли очень боятся прямых санкций и запрета определенных сделок с контрагентами:
«В России нет массы расходников, не производится даже масло для самолетных двигателей. А шины где брать? Или тормоза, которые постоянно меняются? Как ремонтировать самолет, если производитель откажется от техобслуживания?»
Отдельное беспокойство у авиаторов вызывает угроза разрыва отношений с европейскими страховщиками. Кроме того, уточняет собеседник “Ъ”, в РФ нет собственных навигационных баз данных, обновляемых раз в 28 дней: «Ни электронных, ни бумажных, никаких. (В случае санкций.— “Ъ”) мы встанем».