«Я запасся попкорном, а в понедельник, если что, пойду на призывной участок»
Ройзман, Баков, Мерзлякова, Трапезников и другие — о военной операции России на Украине
Утром 24 февраля президент РФ Владимир Путин объявил о начале военной операции в Донбассе и вводе российских войск в ДНР и ЛНР. Российские военные силы атакуют военную инфраструктуру Украины. Уральские бизнесмены и политические деятели рассказали, как относятся к сложившейся ситуации и может ли она отразиться на населении и экономике региона.
Антон Баков, уральский политик и бизнесмен:
— Я пока никак не отношусь, потому что у меня нет никакой информации, так же как и у вас. Любая война начинается и продолжается большим количеством вранья. Надо подождать, когда появится какая-то информация. Но если война начнется, то пойду в призывной участок. Пусть лучше меня заберут, чем какого-то несчастного молодого парня. Мы все проецируем в своей голове Вторую мировую войну, Великую Отечественную войну. Во-первых, я считаю, что это ошибка и надо забыть про все эти фильмы, все что мы видели, весь этот нарратив. Во-вторых, надо понимать, что все, что сейчас происходит — это нечто совершенно другое, а какое именно, мы поймем, может быть, через 50 лет. Например, «Война и мир» Льва Толстого появилась через 50 лет после войны.
Я думаю, что сейчас не будет (массовых акций и митингов на улицах Екатеринбурга,— «Ъ-Урал»), но когда выяснится, что 190 тыс. (предположительное число российских военных вблизи границы с Украиной,— «Ъ-Урал») недостаточно, чтобы устроить реальную серьезную войну на Украине, если ее планируют устроить, и начнут набирать резервистов и отправлять мобилизованных солдатиков, тогда ситуация может измениться. Но это все требует времени. До понедельника я запасся попкорном, а в понедельник, если что, пойду на призывной участок. Всем добра и мира.
Виктор Шептий, первый вице-спикер заскобрания Свердловской области, ветеран спецподразделения ФСБ «Альфа»:
— Моя позиция полностью совпадает с тезисами, озвученными сегодня секретарем генерального совета «Единой России» Андреем Турчаком. Полностью поддерживаю решение главы государства о проведении военной спецоперации на территории Донецкой и Луганской народных республик.
При этом подчеркиваю, что имеет операция две цели — это обеспечение безопасности мирных жителей этих территорий и защита пограничных территорий России от очевидных угроз.
Как человек, принимавший участие в различных конфликтах, в операциях по восстановлению конституционного порядка, могу добавить еще одну важную деталь — сейчас не стоит подвергаться панике. Целями спецоперации является только военная инфраструктура Украины, потому гражданскому населению ничего не угрожает.
Иван Зайченко, бизнесмен, депутат законодательного собрания Свердловской области:
— Все плохо. Мне сложно сказать, но пока это выглядит как конец света. Не знаю какие санкции нам будут за это, все зависит от них. Пока ничего страшного не произошло с точки зрения уральского бизнеса, кроме роста курса доллара, что незамедлительно скажется на инвестициях, на миграции людей из России.
Но мне кажется, что это еще только цветочки. Сейчас еще объявят санкции, которые могут просто остановить экономику России. Если еще это будет по нефтегазовому сектору, то доходов у страны будет совсем мало. Денег в стране будет мало, это может привести к ситуации как в 90-х годах. Мне кажется, если это произойдет, то основная масса населения только тогда почувствует это на себе.
Сейчас, по ощущениям, около 10% населения России активно смотрят повестку, изучают мнение экспертов, а все остальные… По «Первому каналу» сказали, что нормальную историческую справедливость возвращают — они считают, что возвращают и все хорошо. Официальную позицию заксобрания Свердловской области я ни от кого не слышал. Были неофициальные позиции, разные причем: кто-то говорил, что какое бы решение от президента не было, мы обязаны его поддержать, кто-то это решение критиковал. Мы все люди, в заксобрании солянка из людей с разным мировосприятием, с разным мнением. Но официально никто ничего не говорил.
Жанна Рябцева, депутат Госдумы от Свердловской области:
— Восемь лет Украина открыто насмехалась над работой Следственного комитета РФ по фиксации военных (и не только) преступлений на Украине. Вся необходимая доказательная база собрана. Возбуждено и расследуется более 400 уголовных дел о событиях на территории Донбасса. Включая последние дни и недели. Нацисты и каратели мирного населения получат по заслугам.
Александр Оглоблин, владелец уральской сети магазинов «Елисей» и «Елисейский»:
—Я негативно отношусь ко всему происходящему. И большинство в моей окружении имеет ту же самую позицию, не понимая, зачем мы ввязались в эту историю. Я только что вернулся из ОАЭ, где не был 14 лет,. Я просто поражен насколько страна с нефтью продвинулась вперед. Вот показатель, как две страны отнеслись к своему природному достоянию: мы вбухиваем все в оружие, гордимся своей второй по величине армией в мире, при этом имея 10-11 экономику в мире. Нас уже Бразилия обогнала. Никто не слышал о мощных вооруженных силах Бразилии, но она идет вперед, развивается, увеличивает ВВП, а мы уже который год имеем отрицательные показатели.
В связи с последними событиями, я думаю, что сейчас будет долгоиграющая тенденция на снижение. Скажется и на потребителях.
Моментально это, конечно, никак не скажется, никто сейчас за гречкой не побежит, потому что линия фронта далеко, а Украина не перейдет в контрнаступление. Никто ни до Москвы, ни до Урала не дойдет, и смысла покупать гречку сейчас нет. Но в долгосрочной перспективе из-за санкций, из-за курса доллара, конечно, стоимость продуктов пойдет вверх.
Это либо прямые поставки из Европы, Турции, Китая, все это привязано не к рублю, а к доллару. А если это не прямые поставки, а российские, то не секрет, что львиная доля комплектующих оборудования у нас идет из-за рубежа. Например, у меня фабрика готовой еды и все расходники, оборудование — это либо Италия, либо Китай. И здесь к гадалке не ходи, все это будет подниматься по стоимости.
Вячеслав Трапезников, президент Гильдии строителей Урала:
— Бизнес-объединение не может и не должно давать оценку событиям, но высказать пожелания, наверное, будет уместно. Конечно, пожелание, чтобы это все как можно скорее закончилось. И как можно меньше жертв со всех сторон в итоге мы насчитали. Что касается факторов бизнес-неопределенности, конечно, сейчас на всех рынках околопанические настроения. Спрос на квадратный метр в долгосрочном периоде очень сильно вырастет, как и вырастут цены. Очень важно, еще раз повторю, чтобы все побыстрее кончилось и мы вернулись к более предсказуемой бизнес-атмосфере.
Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга в 2013-2018 годах:
— Я скажу только одно: те, кто принимал решение о вторжении, кто участвовал в принятии этого решения — предатели России, предатели своего народа и братоубийцы! Добавить к этому мне нечего!
Михаил Мальцев, президент Уральской ассоциации туризма:
— Я взволнован, потому что на территории Украины у меня много друзей и родственников еще с советского периода. Это связано с общей обеспокоенностью. По поводу ситуации в отрасли я прогнозирую негативное развитие по целому ряду направлений, в том числе по такому важному как взаимодействие в сфере туризма со странами Евросоюза.
Если курс евро и доллара не вернется к показателям прошлого дня, прошлой недели, то это нанесет удар по всему международному туризму в целом. С уверенностью могу сказать, что неверно говорить, что это поднимет отечественный туризм. За ростом (курса валют) последует рост цен по внутрироссийским направлениям. Так всегда было.
Мы не исключаем что со странами ЕС будет как минимум существенно сокращено авиационное сообщение на какое-то время. С другой стороны, все инструкции, которые поступят от федеральных властей, мы, конечно, выполним. Мы будем поддерживать контакты с руководителями, главами дипмиссий, в том числе европейских стран.
По поводу аэропортов, я вообще не склонен здесь драматизировать ситуацию, потому что это временно. Трагедии никакой нет. Можно трансфером отправить туристов в соседний регион. Да неудобно, но предполагаю, что это на ограниченный промежуток времени.
Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области:
— В действиях военных ничего не понимаю, но вижу проблемы гражданского общества на Украине и России. Активисты, известные люди, общественные организации высказывают одну позицию, не пытаясь услышать других. Поэтому по окончанию военных действий нужно налаживать переговорный процесс, научиться слышать друг друга, поддерживать во всем. И, конечно, хотелось бы вернуть на Украину двуязычие. Верю, что мы способны найти общий язык. Если, конечно, не будем двигаться только по военному пути.
Алексей Романов, гендиректор федеральной сети фитнес-клубов Bright Fit:
— Мы все люди и не перестали быть людьми, у нас есть этические нормы. Мы живем в 21 веке и понимаем, что война и любые военные действия не могут быть ничем оправданы. В данном случае, вопрос: как происходящее скажется на бизнесе — вторичен. Нужно сохранять этические нормы, каждый должен оставаться человеком.
Нужно понимать, что приходить с оружием на территорию другой страны — это агрессия и это недопустимо. Что касается самой экономики, то сейчас России нужно готовиться к очень плохим временам, потому что сейчас цивилизованное мировое сообщество не оставит нам это просто так.
Явно будут очень серьезные санкции и, скорее всего, для нефтехимических комплексов, металлургии, газа... Все абсолютно будет санкционировано. И инфляция маячит перед глазами — мы все обеднеем кратно, мы все обеднеем в разы. Раз мы отвечаем за свое руководство, то мы пострадаем. Это же мы выбирали это руководство. Кто-то не голосовал, кто-то голосовал и, соответственно, мы несем ответственность за те действия, которые наша страна предприняла.
Подробнее о происходящем — в материале «Ъ» «Онлайн-трансляция: Путин объявил о вводе войск в Донбасс».