Ни мира, ни игры
На фоне кризиса Россия может потерять ряд соревнований и звезд
Военная операция России на Украине, кажется, выльется для нее в ближайшее время в серьезные спортивные потери. Первой, видимо, станет финал Лиги чемпионов. Союз европейских футбольных ассоциаций (UEFA) может лишить его Санкт-Петербург уже в пятницу на своем чрезвычайном совещании. Наверняка его судьба ожидает и некоторые другие соревнования, учитывая градус возмущения действиями России в спортивном сообществе. Наиболее громко в нем прозвучало заявление Международного олимпийского комитета (МОК), считающего, что, инициировав операцию сразу после окончания Олимпиады в Пекине, она грубо нарушила один из основополагающих принципов структуры — о соблюдении олимпийского перемирия.
В четверг на фоне начала военной операции России на Украине дополнительную актуальность приобрела тема, связанная с эффектом, который в ближайшее время окажет кризис на отечественную спортивную отрасль (см. “Ъ” от 24 февраля). Неявные риски превратились для нее в абсолютно очевидные. И уже, похоже, понятно, какой будет первая заметная российская потеря.
Союз европейских футбольных ассоциаций объявил о том, что в пятницу проведет чрезвычайное совещание. UEFA на нем «примет все необходимые решения», касающиеся финала главного клубного турнира — Лиги чемпионов. Он должен состояться 28 мая в Санкт-Петербурге.
Призывы лишить Россию вызывающего колоссальный интерес матча раздавались и в предыдущие дни. Особенно активно эту идею отстаивали в Великобритании — на такой мере настаивал даже премьер-министр страны Борис Джонсон.
В четверг большинство зарубежных медиаресурсов, таких как BBC, AP, The Guardian, утверждали, что на самом деле «необходимое решение» UEFA уже согласовал и финал будет отдан другой стране.
При этом ESPN не исключает, что в повестку пятничного заседания будет включен и вопрос о продолжении выступления российских клубов в нынешнем еврокубковом сезоне. Таких команд в стадию play-off прорвалось всего две. «Зенит» в четверг поздно ночью по московскому времени проводил на выезде ответный матч 1/16 финала Лиги Европы с испанским «Бетисом» (в первом соперник петербуржцев одержал победу со счетом 3:2), «Спартак» напрямую попал в 1/8 финала.
Скорее всего, та же участь, что и финал Лиги чемпионов, ждет другое важнейшее для России футбольное состязание весны. Это стыковые матчи за путевку на чемпионат мира в Катаре, так называемый play-off. Игры в его рамках должны состояться 24 и 26 марта, а сборной России обе встречи ее мини-турнира — и полуфинальную против сборной Польши, и финальную против победителя матча между чехами и шведами — выпало играть дома.
Польский футбольный союз (PZPN) еще накануне обратился в Международную федерацию футбола (FIFA) с просьбой «прояснить вопросы» организации матча в Москве между российской и польской командами «в связи с напряженной политической ситуацией между Украиной и Россией, а также возможной дальнейшей эскалацией и началом вооруженного конфликта». А министр спорта и туризма Польши Камиль Бортничук потребовал перенести его «как минимум на нейтральное поле».
К этому требованию в четверг присоединились и шведы. Председатель Шведской футбольной ассоциации Карл-Эрик Нильссон сказал Reuters, что проведение матчей в России в настоящий момент «практически немыслимо». А вечером все три участника мини-турнира выпустили совместное обращение, указав, что «ожидают от FIFA и UEFA немедленной реакции» и «предоставления альтернативных вариантов, касающихся места проведения матчей». Их перенос наверняка существенно снизит шансы российской команды, гораздо лучше выступающей дома, нежели в гостях, на путевку на мировое первенство.
Тем временем президент FIFA Джанни Инфантино уже выразил отношение к происходящему, рассказав на пресс-конференции, что «был шокирован тем, что увидел» и что «надеется на восстановление мира на Украине через диалог». Про стыковые матчи господин Инфантино заметил, что они пройдут через месяц и он рассчитывает, что «к этому времени вся ситуация будет разрешена».
Картину дополнил еще ряд штрихов. Например, решение известного немецкого футбольного клуба «Шальке»: он проинформировал, что убирает с формы логотип своего титульного спонсора — им является «Газпром». А еще — сообщения различных британских медиаресурсов о том, что депутат парламента страны Крис Брайант предложил лишить предпринимателя Романа Абрамовича, «связанного с российскими властями», прав на владение футбольным клубом «Челси». Он принадлежит господину Абрамовичу с 2003 года.
Военная операция России в четверг активно обсуждалась в «Формуле-1». Четырехкратный чемпион серии немец Себастьян Феттель предупредил, что «не поедет» в связи с ней на ее российский этап — сентябрьское Гран-при в Сочи. Его поддержали и некоторые другие пилоты. Так, по мнению действующего чемпиона мира Макса Ферстаппена, «неправильно гоняться в стране, когда она ведет войну». Между тем сама «Формула-1», реагируя на эти высказывания, предпочитала сохранять осторожность, объяснив, что «внимательно следит за очень быстрым развитием ситуации» и что «продолжит ее мониторинг». Правда, несколько медиаресурсов обратили внимание на то, что в какой-то момент с ее официального сайта исчезла страница, на которой можно было купить билеты на Гран-при России.
А баскетбольная Евролига, как и UEFA, собирается обсуждать ситуацию в субботу на экстренном заседании с участием всех 18 играющих в турнире клубов. Три из них — ЦСКА, УНИКС и «Зенит» — представляют Россию. Евролига заранее пояснила, что изменения в турнире «могут быть произведены в случае нарушения целостности» и «принятия правительственных решений, которые могут препятствовать проведению матчей». Правда, еще в четверг руководство турнира объявило, что ближайшие матчи российских команд в регулярном чемпионате переносятся на неопределенный срок «в качестве меры предосторожности». ЦСКА и УНИКС должны были играть в четверг на выезде с «Баварией» и «Басконией», а «Зенит» в пятницу дома — против «Барселоны». Причем каталонцы, не дожидаясь решения Евролиги, сами отказалась лететь в Санкт-Петербург.
В списке соревнований, катастрофически пострадавших из-за отношения за рубежом к российской военной операции, очутился в четверг чемпионат мира по хоккею с мячом.
В марте первенство примет Сыктывкар. Его проигнорировали основные конкуренты сборной России — шведы и финны.
Об отказе от выступления в турнирах на территории России объявили Шведская лыжная ассоциация, а также ярчайшие норвежские звезды лыжного спорта Йоханнес Клэбо и Тереза Йохауг. В первую очередь из-за отсутствия шведских и норвежских звезд пострадает мартовский финал Кубка мира в Тюмени.
Не осталась в стороне от кризиса даже Международная шахматная федерация (FIDE), которую возглавляет россиянин Аркадий Дворкович. Совет FIDE, выразив «серьезную озабоченность в связи с текущим стремительно ухудшающимся геополитическим положением», также анонсировал внеочередное заседание, чтобы «рассмотреть вопрос о проведении всех запланированных официальных шахматных соревнований и мероприятий в России».
Впрочем, с имиджевой точки зрения, видимо, наиболее неприятным для российской стороны в четверг было заявление, опубликованное Международным олимпийским комитетом. В нем сказано о том, что МОК «решительно осуждает» действия правительства РФ, поскольку они нарушают священный для организации принцип так называемого олимпийского перемирия. Он предполагает, что в период проведения Олимпийских и Паралимпийских игр (вернее, даже чуть дольше: перемирие начинается за неделю до открытия Олимпиады и завершается через неделю после закрытия Паралимпиады) государства обязаны «поддерживать мир». Только таким образом они могут следовать «олимпийским идеалам». Военная операция России была инициирована через четыре дня после закрытия зимней Олимпиады в Пекине. При этом пункт о пекинском олимпийском перемирии был официально одобрен Генеральной ассамблеей ООН в декабре.
Кроме того, МОК выразил «глубокую озабоченность» безопасностью «олимпийского сообщества» на Украине. С целью оказания ему гуманитарной помощи он создал специальную рабочую группу.
Надо отметить, что антивоенная риторика превалировала в выступлениях президента МОК Томаса Баха во время обеих торжественных церемоний пекинской Олимпиады. А на церемонии открытия он прямо потребовал «соблюдать олимпийское перемирие», «дав миру шанс».