Уравнение с функцией деления

Формат

В 2020 году компания Smart Medical Center (SMC) заявила о планах строительства медицинского молла в пять этажей, один из которых будет выделен под коворкинг для врачей частной практики. Игроки рынка оценивали потенциал объекта с поправкой на многочисленные риски. Концепция шеринговых пространств для докторов остается спорной: вопросы у экспертов вызывает распределение затрат, ответственности и репутационных выгод от такого добрососедства.

Требования к помещениям, где должны располагаться медицинские учреждения, довольно строгие, и открытие изначально созданного для этих нужд специализированного центра могло бы решить для врача проблему с поиском кабинета

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

На старте консультантом SMC выступала «Лахта Клиника», намеревавшаяся, по словам представителей центра, стать одним из его якорных резидентов. В настоящий момент она в проекте не участвует, сообщил управляющий партнер «Лахта Клиники» Александр Изак, отказавшись от комментариев о причинах этого решения и рассуждениях о плюсах и минусах формата.

Как рассказал руководитель проекта SMC Михаил Тёмкин, спрос на помещения в будущем центре высок, а покупатели примерно в равных долях приобретают их для ведения собственного медицинского бизнеса и под аренду медицинским специалистам. С самого начала управляющая компания оценивала инвестиционную доходность в 12% годовых. Эксперты сомневались в реальности этого показателя, прогнозируя возможный интерес со стороны врачей и пациентов, но одновременно указывая на риск неравномерной ротации арендаторов и возможные сложности в контроле за качеством услуг. Однозначно оценить потенциал формата до появления реализованного проекта в этой области собеседники издания не решаются.

По «серой» схеме

Есть мнение, что пока концепция медковоркингов осваивается в Петербурге по «серой» схеме. По данным hh.ru, в 2021 году средний уровень зарплат, предлагаемый государственными медучреждениями в городе, составлял 45 тыс. рублей, а максимальный — 110 тыс. В коммерческой медицине эти показатели равнялись 57 и 135 тыс. соответственно. В частную практику специалисты идут ради значительно больших денег и возможности работать на себя. Однако деятельность частнопрактикующих врачей в России подлежит лицензированию и требует государственной регистрации (в форме юрлица или ИП), для многих медиков выход на этот рынок сопряжен с непосильными вложениями.

«Если с получением статуса ИП (или открытием ООО) все понятно, то для получения лицензии нужно отвечать множеству требований,— объясняет юрист hh.ru Татьяна Нечаева.— Самые сложные для выполнения на входе в частную практику — наличие оборудования, при помощи которого она осуществляется, и подходящее помещение. Если при работе по найму работодатель предоставит все необходимо оборудование, то при частной практике — это зона ответственности самого врача, которая требует финансовых вложений уже на этапе открытия».

Требования к помещениям, где должны располагаться медицинские учреждения, довольно строгие, и открытие изначально созданного для этих нужд специализированного центра могло бы решить для врача проблему с поиском кабинета, соответствующего санитарным требованиям, добавляет эксперт. Однако исходя из утверждений управляющего партнера института красоты «Галактика» Игоря Пронина, частнопрактикующим специалистам это жизнь облегчит не сильно: «Действующее законодательство РФ не предусматривает оказание медицинских услуг в формате коворкинга. Более того, такой формат противоречит существующей логике регулирования и лицензирования медуслуг. При лицензировании медорганизация подтверждает соответствие своей материально-технической базы и квалификацию специалистов, и именно организация несет ответственность перед пациентом и государством за их качество».

Низкий порог

В других сферах коворкинги позволяют игрокам отдельного сегмента найти для себя площадку при сравнительно низком пороге входа (в сравнении, например, с арендой отдельного помещения), общаться друг с другом, перенимая опыт и реализуя совместные проекты: будь то кулинария или спортивный молл. «О таких проектах, реализованных в медицинской сфере, нам неизвестно,— подчеркивает руководитель отдела стратегического консалтинга компании JLL Юлия Никуличева.— Основная сложность — лицензирование отрасли, что требует высокого вовлечения управляющей компании, особого контроля за всеми арендаторами: ошибка одного из них может отразиться на всех участниках». Для УК это в целом трудоемкий процесс: необходимо тщательно подбирать арендаторов, чтобы они взаимно дополняли друг друга, чтобы, с одной стороны, не было перенасыщения специалистами одного профиля, а с другой — их нехватки, когда уход одного из участников лишает весь проект определенного профиля.

«В медицине коворкинг может быть интересен в ином формате. При создании специализированной клиники — например, кардиологической: разработать план приглашения зарубежных специалистов, "светил", которые, приезжая на неделю, на базе той же клиники будут делать необходимые операции российским пациентам»,— добавляет госпожа Никуличева.

Сдача в аренду операционных — это обычная практика, если есть необходимость обеспечить круглосуточный режим работы клиник, продолжает соучредитель клиники пластической хирургии, косметологии и флебологии ForMe Никита Печаткин: «В Москве такой формат достаточно развит, в Петербурге только сейчас набирает обороты». Как собственник помещения, компания не исключает такой возможности и для себя. «В случае заключения договора аренды компания или специалист наравне с нашими пластическими хирургами будут обеспечены лучшим оборудованием экспертного класса. Мы также предоставим сервис премиального уровня и младший медицинский персонал»,— говорит господин Печаткин. Для компании или ИП будет необходимо иметь лицензию на оказание медицинских услуг конкретно в этом помещении и именно по этому адресу. Выполнение лицензионных требований, включая этот вопрос, контролируется Росздравнадзором и комитетом по здравоохранению Петербурга. «При наличии лицензии, персонала и оборудования ответственность за качество оказания медицинских услуг возлагается на организацию, заключившую договор аренды либо субаренды. Таким образом, если пациент захочет оперироваться у пластического хирурга как индивидуального предпринимателя, арендующего помещение в клинике, то договор будет заключаться напрямую именно с ИП и ответственность за медицинские манипуляции будет нести индивидуальный предприниматель. В случае если врач работает по трудовому договору, происходит разделение ответственности между врачом, медицинской организацией и директором»,— описывает юридические тонкости господин Печаткин.

Спрос есть

«На рынке Санкт-Петербурга сотни запросов в месяц по данной тематике,— говорит Михаил Тёмкин из SMC.— Например, остеопат, невролог, стоматолог или косметолог — доктор, который хочет вести самостоятельную деятельность, но не желает заниматься административной работой».

Однако участники рынка недвижимости за неимением примеров пока не видят четких перспектив. «Я не верю, что коворкинг станет местом, где в одном кабинете можно будет вылечить зубы, в другом сделать массаж, в третьем — уколы, а в четвертом пересадить волосы»,— аргументирует руководитель федеральной сети коворкингов GrowUp Алексей Мацкевич.

В переговорах с потенциальными заказчиками, рассматривающими франшизу бренда, он не раз слышал о желании открыть подобные медцентры среди прочего на своих площадях. Мотивировка разная, вплоть до того, что собственник, зная о том, что есть много больных, хочет иметь помещение, где не будет очередей, а трафик он так или иначе сможет контролировать сам. Такой медцентр для себя и своего круга.

Однако на практике в классических коворкингах могут открываться кабинеты массажистов, остеопатов, кинезиологов, арендуют помещения специалисты-косметологи, которые делают простые не требующие медицинской квалификации процедуры. «Есть примеры, когда в коворкингах организуются косметологические кабинеты, где занимаются больше чем визажем, где делают уколы и более глубокие, проникающие косметологические процедуры. Не знаю, насколько это законная история. Но все же для такого рода организаций куда удобнее брать отдельные здания или этажи и выделять себя на фоне остальных арендаторов на фасаде. В коворкинге они не получат такой идентификации»,— комментирует эксперт. Для операционных уже требуется лицензирование и в целом уровень базовых требований там очень высок, добавляет он. «В том числе требуются отдельные входы и выходы для больных и персонала, что отличается от классической схемы организации коворкинга. Поэтому я никому из операторов гибких пространств не рекомендовал бы смотреть в эту сторону»,— заключает господин Мацкевич.

Елена Исаева

Вся лента