Опережая Россию
Промышленность
Индекс промышленного производства в Петербурге по итогам 2021 года составил 107,5%, превысив прогнозный показатель почти на 3%. Наибольший вклад в его рост внесли такие значимые для города отрасли, как автомобилестроение, металлургическое производство, фармацевтическая и пищевая промышленность.
В отраслях высокотехнологичного сектора рост объемов выпуска продукции отмечен в производстве машин и оборудования (111%), компьютеров, электронных и оптических изделий (109,9%), автотранспортных средств (102,5%), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (100,5%). Среди отраслей обрабатывающего комплекса положительная динамика достигнута в производстве бумаги и бумажных изделий (151,9%), текстильных изделий (132,5%), кожи и изделий из кожи (130,4%), изделий из дерева, в обработке древесины (125,1%), в металлургическом производстве (115,6%), в производстве прочей неметаллической минеральной продукции (115,0%), пищевых продуктов (106,4%), напитков (105,0%), мебели (104,4%). На рекордные 36% увеличился показатель по объему отгруженной продукции, который уже превысил сумму в 3,5 трлн рублей, что составляет 135,8% к уровню 2020 года.
По данным администрации Петербурга, в 2021 году в Петербурге открылось 14 производств с общим объемом инвестиций более 20 млрд рублей. Также в прошлом году на судостроительных предприятиях города заложено восемь и спущено на воду одиннадцать кораблей и судов.
Александр Осин, аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс», отмечает, что петербургская промышленность росла быстрее, чем в среднем по России. Для сравнения, в целом по РФ данный показатель вырос на 5,2%. «Статистика отразила традиционную для региональных экономик высокую волатильность, обусловленную также влиянием фактора относительно высокой доли в экономике города сектора транспортировки и хранения. Активность отложенного спроса обусловили внутренние факторы. В частности, в 2020 году игроки рынка одежды из-за падения спроса на фоне коронакризиса были вынуждены снизить производство товаров на 25–30%. Сравнительно слабую динамику продемонстрировали сегменты электрического оборудования, производства автотранспортных средств и прочих транспортных средств и оборудования. Изменение показателей в январе — ноябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в данном случае составило –6,1; +1,2 и –5,4%. Причины, вероятно, обусловлены региональными средне- и долгосрочными факторами, прежде всего связанными с изменениями в географии отраслевого спроса и качеством господдержки»,— рассуждает господин Осин.
По данным официальных источников, основные драйверы формирования стимулирующих мер в отрасли — это предоставление налоговых и прочих льгот. Кроме того, в 2021 году были введены новые формы поддержки промышленных предприятий: появились региональные инвестиционные проекты для инвесторов, которые запускают новые производства. Для них предусмотрели пониженные ставки по налогам. «При этом необходимо отметить, что, по данным статистики распределения инвестиций в основной капитал по источникам финансирования по Санкт-Петербургу (без учета МСП), в январе — июне 2021 года доля бюджетных средств в них составила 27 593 млн рублей, или 13,1% (из которых 3% — средства федерального бюджета). Для сравнения, в 2017–2020 годах данный показатель составлял 16–22% На данный момент система господдержки в Петербурге, как, впрочем, и в экономике РФ в целом не носит характера определяющего позитивного фактора»,— считает господин Осин. Определяющим остается ужесточение монетарных, налоговых и регуляторных условий ведения бизнеса начиная с 2012–2013 годов.
Прирост инвестиции на душу населения в Петербурге в 2013–2020 и 2017–2020 годах составил 8 и 5% (год к году) соответственно в среднем против 16% (год к году) в среднем в 2005–2012 годах, отмечают в «Фридом Финанс». Для РФ в целом изменение данного индикатора составило 36; 7 и 9% в среднем.
На региональный сегмент приходят новые игроки. В 2022 году, в частности, автоконцерн Hyundai вложит 36 млрд рублей в новое производство на мощностях бывшего завода General Motors в Петербурге. Семь резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) «Санкт-Петербург» запустят новые производства в 2022 году. Общий объем инвестиций в эти проекты оценивается в 9,3 млрд рублей. «Однако с учетом факторов, обозначенных выше, риски, связанные с сохранением устойчивого активного прироста инвестиций в регион, представляются высокими. Для формирования устойчивого притока вложений инвесторов в производственный сектор города, необходимы не точечные региональные меры поддержки, а системные решения федеральных структур, связанные со снижением налоговой нагрузки на производство за счет роста налогов на потребление, ремонетизацией экономики на базе докапитализации банков и заемщиков, а также отменой регуляторных решений, сдерживающих рост стоимости труда, замедляющих инвестиции, таких как пенсионная реформа»,— уверен господин Осин.