Взглянуть с криптооптимизмом
Финансы
О текущей ситуации с криптовалютой в России, противостоянии Банка России и Минфина в вопросах ее регулирования, а также о необходимых законодательных изменениях — в материале BG.
В январе 2022 года после публикации Банком России доклада «Криптовалюты: тренды, риски, меры», в котором регулятор предложил запретить выпуск, майнинг и обращение криптовалют, споры об их судьбе серьезно обострились. Так, с критикой позиции ЦБ РФ выступил, в частности, Минфин, заявив, что криптовалюты нужно не запрещать, а регулировать. В министерстве посчитали, что отсутствие регулирования может привести к дестабилизации отрасли, увеличению доли теневой экономики, а также невозможности эффективно реагировать на преступления с использованием криптовалюты правоохранительными органами. В дискуссию вступил и президент России Владимир Путин, призвав стороны прийти к компромиссу.
В итоге Минфин предложил собственную концепцию оборота криптовалют в РФ, направленную на защиту рядовых инвесторов, которую в феврале утвердил кабмин. В соответствии с ней криптоактивы должны будут регулироваться государством, криптовалютные площадки — получить лицензию, при этом обязательному декларированию будут подлежать операции эквивалентом более 600 тыс. рублей. Надзор за рынком, в свою очередь, предложено осуществлять ЦБ, Минфину, Росфинмониторингу, ФНС, Минцифры и Генпрокуратуре. Позднее стало известно, что Минфин и ЦБ выступили за разные ограничения неопытных инвесторов в сделках с криптовалютой. Так, Банк России выступил за запрет операций неквалифицированных инвесторов с криптовалютами, а Минфин — за ограничение покупки суммой в 50 тыс. рублей. В Минэкономразвития, в свою очередь, предложили облагать налогом операции по конвертации криптовалюты в рубль — по аналогии с системами, принятыми в Германии и Японии. Высказался также и глава Минфина Антон Силуанов, отметив, что майнинг криптовалют в РФ необходимо вывести в легальное поле и взимать с этого налоги. Заявлялось, что проект федерального закона о регулировании криптовалют должен быть внесен в кабмин в срок до 18 февраля. На момент подготовки материала этого сделано не было.
Текущее регулирование
В настоящий момент в России существует закон о цифровых финансовых активах (259-ФЗ от 31.07.2020 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в котором установлено понятие «цифровая валюта». «При этом введен ряд ограничений, в том числе, на любое встречное предоставление цифровых валют: их нельзя использовать, равно как и выйти из них в фиат, но их можно держать»,— объясняет Елена Авакян, советник адвокатского бюро ЕПАМ.
Кроме того, закон говорит о том, что для получения судебной защиты относительно криптовалюты ее надо задекларировать, но ни порядка декларирования, ни соответствующих нормативных актов сейчас нет. «За два года не было принято законных нормативных актов или изменений в Налоговый кодекс в части декларирования доходов, получаемых в крипте, а также определений порядка налогообложения таких доходов. Так, например, был биткоин по $4 тыс., а стал по $60 тыс. Казалось бы, это доход. Но остается неопределенным, где устанавливалась цена? На каких площадках? Ведь доступ к ним есть не у всех. То есть там, где нет внутренней рыночной цены, там нет и объекта»,— объясняет госпожа Авакян.
Вместе с тем эксперты не отрицают наличия плюсов последних законодательных изменений в данной области, в частности, деанонимизацию пользователей информационный системы — держателей токенов. «Данное положение ФЗ "О ЦФА" будет способствовать большей раскрываемости преступлений, совершаемых с криптовалютными активами. Также среди положительных аспектов принятого регулирования можно выделить запрет лицам, занимающим государственные должности, владеть криптовалютой. Данный запрет на практике будет способствовать уменьшению количества должностных преступлений, совершаемых с криптовалютой»,— говорит Екатерина Ипполитова, адвокат АБ «Аснис и партнеры», заместитель председателя Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России.
Прогрессивные юрисдикции
Различные юрисдикции рассматривают криптовалюту либо как средство обмена, либо как средство платежа в зависимости от выбранной стратегии развития финансовых технологий. Сейчас в мире насчитывается немало криптооптимистичных стран и юрисдикций, где криптовалюта имеет свободное хождение, в том числе, как основная госвалюта. «В большинстве развитых стран мира правовое регулирование оборота криптовалют находится в более развитом состоянии, чем у нас, так как законодатели в этих странах начали задумываться о пользе вывода этого сектора в правовое поле еще в 2016–2017 годах»,— говорит Лейла Тагиева, советник практики разрешения споров, эксперт в сфере юридического сопровождения FinTech проектов «ССП-Консалт». По ее мнению, самой нашумевшей новостью 2021 стала легализация криптовалюты в Сальвадоре, который одним из первых признало за криптовалютой статус официального платежного средства на территории всей страны. «Отличился Сальвадор еще и тем, что само государство закупило в бюджет достаточное количество криптовалют для обеспечения спроса и предложения. Предполагалось, вероятно, что такая мера будет способствовать привлечению в страну частных инвестиций, но пока о результатах этого "криптоманевра" говорить рано»,— добавляет она.
Еще одна прогрессивная с точки зрения законодательства в сфере криптовалют страна — Япония: здесь биткоины были признаны платежным средством еще в 2017 году, а уже в 2021-м Банк Японии разработал и начал тестировать собственную цифровую валюту (CBDC). Также эксперты выделяют и мирового «законодателя мод» в сфере финансового рынка — Швейцарию, где разрешено использование криптовалют для покупки товаров и/или оплаты услуг, что также как прием криптовалют в качестве средства оплаты по общему правилу не требуют получения какой-либо лицензии.
На развилке
Наша страна находится в «подвешенном состоянии», говорят эксперты. «Из полностью "серой" зоны отсутствия регулирования мы перешли в наличие регулирования, но на душе криптооптимистов не стало теплее»,— отмечает госпожа Авакян. С другой стороны, есть Китай с полным запретом криптовалют и майнинга, продолжает она. «Китай шел к решению осознанно. Страна готовилась к появлению криптоюаня, и уже пять лет ставит эксперименты. За последний год по экспоненте выросло количество информации, нормативных актов. Он введен в обращение. Только за тестовый период оборот криптоюаня составил 1,3 трлн»,— добавляет Елена Авакян.
В РФ также усиленно готовятся к запуску цифрового рубля: уже прошли первые тестовые операции с участием первых трех коммерческих банков. По мнению госпожи Авакян, для России необязательно вводить жесткие ограничения в области криптовалют, чтобы развивать собственную цифровую валюту. «И крипта, и цифровой рубль могут вполне уживаться с определенными ограничениями, процедурами. Это могло бы влить новую кровь в жилы экономики. Вполне возможно, что при соблюдении норм и правил перевода из крипты в фиат мы могли бы получить мощный приток инвестиций в нашу страну. Особенно в тех секторах, где у нас традиционно не очень сильны инвесторские ожидания»,— уточняет эксперт.
Лейла Тагиева отмечает, что предложенные правительством изменения вполне отвечают запросу участников криптовалютного рынка в части, касающейся совершения сделок с криптовалютой. «Полагаем, что детали еще будут подлежать обсуждению внутри кабмина, а затем и парламента, однако уже сейчас хотели бы предостеречь законодателя от идеи жесткого регулирования для создания внутри страны благоприятной экономической обстановки для развития блокчейн технологий. Также хотелось бы отметить, что несмотря на заявления президента РФ о благоприятной в России среде для майнинга концепция правительства РФ не содержит каких то вводных для регулирования этой стремительно развивающейся сферы»,— объясняет она.
Кроме того, судя по концепции, в России не предполагается и введения каких либо налоговых преференций в отношений майнеров, использующих российскую инфраструктуру, как это реализовано, например, в Белоруссии или Казахстане в рамках особых экономических зон, что также может являться сдерживающим фактором для инвесторов, продолжает госпожа Тагиева.
По мнению Екатерины Ипполитовой, стремление государственных органов создать развитое регулирование криптовалют в России, а также отказ от полного запрета криптовалют можно оценить положительно, однако окончательные выводы относительно предлагаемого регулирования еще делать рано. «Разработку методики расследования преступлений, связанных с криптовалютами, также можно оценить положительно. Однако стоит отметить, что для соблюдения гарантий и защиты прав нормативное регулирование правоохранительной деятельности в области криптовалют не должно противоречить принимаемому законодательству в области оборота криптовалют»,— заключает эксперт.