Все машины забронировались
На авторынке углубляется дефицит
После начала боевых действий дефицит на авторынке РФ вырос. Автодилеры стараются растянуть имеющиеся запасы машин, продавая их уже со стопроцентной предоплатой, а производители и импортеры — в основном европейские — не могут наладить поставки. Если ситуация не ограничится краткосрочными перебоями из-за рисков при доставке, то китайские игроки могут значительно укрепить позиции на российском рынке, считают аналитики.
Автоконцерны столкнулись с проблемами при доставке автомобилей и компонентов в РФ, а автодилеры больше не бронируют автомобили, если внесен аванс,— только при стопроцентной предоплате, следует из опроса, проведенного “Ъ” среди участников рынка. Основные сложности возникли при поставках по морю, в том числе и компонентов из Турции через порт Новороссийск и машин через Петербург. Однако отправки по железной дороге пока используются в основном только китайскими концернами, возросшего интереса к этому направлению источники “Ъ” не видят.
«В части логистических поставок ситуация очень неопределенная,— говорит Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала".— Но у всех компаний есть запасы комплектующих, объем которых с учетом дефицита компонентов трудно оценить, а также на несколько недель есть запасы машин у дилеров».
Последние, вероятно, пытаются их «растянуть»: собеседники “Ъ” на лизинговом рынке говорят, что «сейчас требуется стопроцентная предоплата автомобиля, либо бронь снимается». «Выдача предоплаченных автомобилей осуществляется по плану,— говорит гендиректор "Рольфа" Светлана Виноградова.— Сейчас мы в процессе обсуждения дальнейших шагов с производителями, детали по поставкам и изменению рекомендованных розничных цен уточняются. Планируем в течение следующей недели иметь полную картину по ситуации».
Перебои в течение недели — трех недель радикального передела рынка не принесут, указывает Владимир Беспалов. Сергей Удалов из «Автостата» соглашается, что логистический кризис в любом случае ограничен во времени, в отличие от возможных санкций. При этом в части ограничений эксперты и собеседники “Ъ” в основном указывают на возможный запрет использования американских технологий. Господин Удалов указывает, что вопрос именно в патентах на определенные технологические решения, а не в прямых поставках компонентов или субкомпонентов в РФ.
Собеседник “Ъ” в одном из автоконцернов говорит, что экспортные ограничения как раз предлагалось распространять не только на произведенную в США продукцию, но и созданную в рамках американских лицензий, что куда более ощутимо для отрасли.
Сергей Удалов добавляет, что часто речь может идти о каких-то уникальных решениях, которые используют в итоге большое число поставщиков. Повторения сценария ухода GM источники не ждут.
При этом глобально санкционные риски для китайских автоконцернов в РФ меньше, полагает Сергей Удалов. Также, на его взгляд, в краткосрочной перспективе, за счет использования железной дороги, Китай может наращивать поставки. Китайский автопром уже увеличил свою долю российского рынка в 2021 году и, очевидно, будет увеличивать присутствие на нем — о чем, например, свидетельствуют объявления о том, что Chery будет производить автомобили в России, говорит Владимир Беспалов. Два ключевых китайских автоконцерна в РФ — Chery и Haval — говорят о штатной работе. Однако аналогичные заявления делают и европейские игроки, о проблемах у которых сообщали источники “Ъ” (см. “Ъ” от 24 февраля). Прогнозы по наращиванию отгрузок там не дают.
Аналитики, впрочем, отмечают, что в условиях дефицита выиграют те, кто сможет предоставить рынку предложение. И в условиях, когда автомобили в РФ активно продаются уже два года, а цены на них постоянно растут, всплеска спроса, как в декабре 2014 года, не будет.
Владимир Беспалов подчеркивает, что Россия крупный рынок для многих автоконцернов, но при распределении квот автомобилей и компонентов важную роль играет маржинальность продаж. При этом традиционно для китайских марок ключевым экспортным рынком была РФ.