В ЕАЭС поищут единый ответ на внешнее давление
В Нур-Султане прошло заседание межправсовета союза
На заседании межправсовета Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которое прошло вчера в Нур-Султане, премьер-министры «пятерки» в том числе обсудили необходимость выработки единого курса по снижению негативного эффекта от «внешнего давления» на страны союза. Пока никаких решений о единых ответных мерах нет, на заседании были лишь еще раз названы давно предлагаемые рецепты снижения внешней зависимости — такие, как совместные проекты ЕАЭС в сфере продовольственной безопасности и импортозамещения, а также переход на расчеты в национальных валютах.
На заседании межправсовета стран ЕЭАС в Нур-Султане тема внешнего давления на страны «пятерки» не стала главной, но все же прозвучала вполне отчетливо. При этом о причинах новых санкций в отношении РФ премьеры публично не говорили. Лишь до заседания совета на двусторонней встрече премьера Белоруссии Романа Головченко и главы правительства РФ Михаила Мишустина «украинская тема» прозвучала вскользь. Белорусский премьер заверил российского коллегу, что Минск обеспечит «безопасность на западных рубежах Союзного государства» и «ни одна пуля, и ни один снаряд не попадет с этого направления в спину русского солдата».
Премьер-министр Киргизии Акылбек Жапаров на заседании отметил, что у ЕАЭС уже есть «опыт, когда внешнее давление на одну из стран приводит к каскадному воздействию на весь союз». Призвав «принять совместные меры по нивелированию» таких последствий, рецепты он предложил в целом известные — это реализация совместных проектов в сфере продовольственной безопасности и импортозамещения, а также давно обсуждающийся переход на расчеты в национальных валютах.
Впрочем, по предложению президента Казахстана Касым-Жамарт Токаева, в ЕАЭС планируется создать рабочую группу для оценки рисков и выработки экономических мер для смягчения последствий санкций. Роман Головченко после заседания отметил, что страны союза намерены вырабатывать единый курс для снижения негативных эффектов, добавив при этом, что «пока решение о единых ответных мерах не принято — возможно, в этом и нет необходимости, так как у каждой страны своя политика».
Согласованности странам пятерки не всегда хватает и на «внутреннем фронте». Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов отметил, что доля взаимной торговли в общем товарообороте ЕАЭС составляет менее 15% и недостаточна для обеспечения стабильности внутреннего рынка — в других похожих интеграционных объединениях она превышает 40%. Для роста показателя, следовало из его выступления, «пятерке» нужно решить многолетнюю проблему наличия барьеров на внутреннем рынке. Пока, по его словам, борьба с ними порой носит формальный характер. По мнению господина Смаилова, надо разработать экономическую оценку ущерба от барьеров для интеграции, а также взвешенно подходить к принятию решений, затрагивающих взаимную торговлю. Например, по его словам, запрет на поставки российских лесоматериалов внутри союза «фактически парализует деятельность целых отраслей промышленности в Казахстане».
Задачу в сфере внешней торговли в ЕАЭС видят в обелении импорта — по словам Михаила Мишустина, с 1 июня запускается проект по прослеживаемости поставок холодильного и морозильного оборудования: «Если проект будет востребован, можно будет расширить его и на другие виды продукции, контролировать путь их движения от производителя до конечного потребителя». Алихан Смаилов призвал к дополнительным усилиям в части обеления импорта из Китая. Казахстан уже усилил таможенный контроль на границе с КНР, что за два неполных месяца привело к росту оформления товаров и увеличению поступлений от пошлин. Однако этого недостаточно, сказал премьер: теперь наблюдается рост импорта из КНР в соседние страны — в дальнейшем эти товары попадают на общий рынок «без должной таможенной очистки» и уплаты платежей. «Пословица "Один в поле не воин" очень подходит к описанию сложившейся ситуации»,— посетовал Алихан Смаилов.