Подарочные создания
Цифра решает все
3D-одежда, цифровые коллекции, метавселенные с собственными аватарами, искусство в биткойнах, NFT-сумки и NFT-кроссовки — диджитал-будущее из «Черного зеркала» или любой другой научной фантастики уже наступило. А значит, теперь можно дарить не только физические предметы, но и виртуальные. Некоторые из них, надо признать, ценятся весьма высоко.
За гранью реальности
Начнем с уточнения главных понятий. NFT, non-fungible token, или невзаимозаменяемый токен,— это токен (или «предмет») в виртуальной вселенной, которому принадлежит уникальный цифровой код. Проще говоря, это оригинал чего-то цифрового, не имеющий аналога в офлайн-мире. Сейчас особенно популярны торги произведениями искусства в виде NFT. Логичный вопрос: если лот — это просто картинка в интернете, почему нельзя нажать правую кнопку мыши и сохранить ее, вместо того чтобы платить миллионы долларов? Можно. Точно так же, как «Джоконду» можно купить в любом мебельном магазине средней руки. Владение NFT дает человеку (или группе людей) уникальное право на распоряжение предметом искусства, мебели, недвижимости, моды и вообще чего угодно в цифровом мире.
А метавселенные — цифровое пространство. Это как создание персонажа в компьютерной игре, однако вместо игры аватар попадает в цифровую реальность, которая работает в режиме реального времени. Само понятие метавселенной родилось еще в 1992 году, его описал фантаст Нил Стивенсон — он считал метавселенные логичным продолжением и развитием интернета. Это своего рода модель мира, в которой люди смогут путешествовать, общаться, учиться и покупать вещи в виде NFT.
Ну а самая большая метавселенная строится создателем Facebook Марком Цукербергом — в конце октября 2021 года он переименовал материнскую компанию из Facebook в Meta (ей принадлежат Facebook, Instagram, WhatsApp и другие приложения).
Метавселенная моды
В 2021 году метавселенная стала одной из самых обсуждаемых тем в мире, и большие бренды не могли обойти этот факт вниманием. Виртуальная одежда существовала и раньше — одной из первых компаний, которые начали заниматься производством и продажей виртуальных нарядов, стал голландский стартап The Fabricant, основанный в 2018 году. Похожий сервис в России запустили летом 2020-го: Наталья Моденова и Дарья Шаповалова создали свой диджитал-маркет Dress-X.
Оба сервиса занимаются подбором цифровых нарядов — клиент отправляет им фотографию, и сервисы «одевают» его в цифровые реплики реальных вещей или в предметы одежды, созданные исключительно для виртуального пространства.
«Носить» все это можно только онлайн — например, надеть для поста в социальных сетях. Свои виртуальные коллекции уже представили большие марки — Tommy Hilfiger, Puma, Gucci и другие. Мода в метавселенной будет существовать примерно по тому же принципу: бренды станут создавать коллекции одежды, которые пользователи смогут купить и носить на своих аватарах. Те же правила касаются недвижимости, транспорта и многого другого, из чего состоит жизнь в реальном мире. Все покупки будут закреплены за аватарами.
Один из самых заметных модных игроков в метавселенной — Gucci: бренд уже выпустил несколько виртуальных коллекций, создал свое диджитал-пространство Gucci Garden Experience, а недавно объявил о том, что купил участок земли в онлайн-пространстве.
Поскольку метавселенная еще не стала (дополненной) реальностью, марки пробуют свои силы в игровых и цифровых сообществах. Те же Gucci объединили усилия с цифровой платформой The Sandbox — она продает землю в диджитал-пространстве и помогает новичкам определиться с приобретением недвижимости.
Louis Vuitton в честь 200-летия своего основателя пошли чуть дальше и создали собственную мобильную игру, Louis The Game,— она была представлена для мобильных устройств летом 2021 года. По сюжету нужно провести главного героя через разные уровни и выполнять простые задания, тем самым раскрывая интересные факты об истории марки. В игре было задействовано более 30 предметов NFT-искусства, выполненных в классических цветах и принтах французской марки,— в создании объектов бренду помогал диджитал-художник Beeple. Общая сумма NFT в Louis The Game оценивалась в $69 млн, однако все экспонаты так и остались частью игры — Louis Vuitton не стали выставлять их на общественные торги. Balenciaga создали коллекцию одежды для самой популярной онлайн-игры в мире, Fortnite: игроки могли покупать для своих персонажей сертифицированные вещи от французского бренда.
Метаподарки
Конечно, метавселенные — это не только новые возможности, но и новые проблемы. Главная: исследования, приведенные в онлайн-журнале Business of Fashion, доказывают, что, если хотя бы 30% геймеров во всем мире к 2030 году перейдут на «облачные» платформы (онлайн-хранилища игр), выброс углерода повысится на те же 30%. (Один из законов метавселенной, по Марку Цукербергу, состоит в том, что эта самая вселенная обязана быть онлайн всегда. У пользователя должна быть возможность подключиться к метавселенной в любой момент и провести там столько времени, сколько ему или ей угодно. Для этого требуются очень сильные серверные и компьютерные мощности, которые неизбежно выбрасывают в атмосферу огромное количество углерода.)
И тем не менее речь идет, ни много ни мало, о революции в развитии человечества. Скорее всего, метавселенные изменят многие социальные и экономические конструкции, к которым мы привыкли в реальном мире. Уже сейчас Михаил Прохоров инвестирует в виртуальную вселенную и открывает в «Москва-Сити» огромный центр Sensorium Hall для виртуальных игр. Это и новый формат развлечений — и принципиально новый тип подарков: билеты на виртуальный концерт любимого диджея, который никогда не приезжал в Россию, очки и другие гаджеты, помогающие перенестись в новые цифровые миры.
Необычным решением при выборе подарка могут стать и NFT-токены. Яркие примеры уже известны. Так, NFT-коллекционер, выступающий под ником Pranksy, преподнес супруге четыре предмета из коллекции Dolce & Gabbana Genesi (остается заметить, что коллекция целиком — девять NFT-токенов — стоила $5,7 млн). Впрочем, всегда лучше уточнить у адресата заранее, впечатлят ли его такие диджитал-подвиги или он за традиционный — осязаемый — люкс.