Стоп-машина
Пермские дилеры ожидают дефицита автомобилей из-за санкций
На фоне военной операции на территории Украины и введенных рядом стран санкций в отношении РФ пермские дилеры начали получать от автопроизводителей уведомления о прекращении отгрузок машин. Дефицит на автомобильном рынке возник еще в начале пандемии. В пермских автосалонах опасаются, что если поставок не будет длительное время, он обострится еще сильнее. Часть участников рынка планируют в период отсутствия новых автомобилей поддерживать бизнес за счет развития сервиса и продажи машин с пробегом. Другие надеются, что поставки возобновятся быстро, но прогнозируют существенный рост цен.
Ряд автопроизводителей остановили поставки новых автомобилей в Россию после начала военной операции на Украине. По информации «Ведомостей», российские дилерские компании уже получили сообщения о прекращении отгрузок от Audi, General Motors, Land Rover и Porsche. Аналогичные уведомления ожидаются от Volkswagen и Skoda.
Также стало известно о приостановке работы московского завода Renault с 28 февраля по 5 марта. Telegram-канал Mash со ссылкой на представителей французского автоконцерна сообщил, что это связано с невозможностью использования прежних логистических маршрутов из-за усиления пограничных режимов. Сейчас логисты компании ищут новые маршруты.
В четверг, 24 февраля, президент России Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине. В связи с этим ряд стран ввели в отношении РФ экономические санкции.
Директор по маркетингу и развитию «Сатурн-Р-Авто» (Opel, Peugeot, Citroёn, Audi, Jeep, Subaru, Kia, Nissan, Renault, Suzuki, Lada, Jaguar, Land Rover, Fiat, Haval) Сергей Репин сообщил, что компания уже получила информацию о приостановке отгрузок Audi и Land Rover. «Кроме того, заводы Renault и тольяттинский „АвтоВАЗ“ (производит автомобили под собственной торговой маркой Lada, а также автомобили марок Nissan, Renault и Datsun.— «Ъ-Прикамье»), насколько мне известно, останавливают производство, так как возникла нехватка комплектующих из-за задержек на таможне в Украине, Румынии и Польше. Остальные производители говорят о существенном увеличении цен с понедельника»,— поделился господин Репин.
Дилер «Форвард-Авто» (Lada, Mitsubishi, Volkswagen), по словам гендиректора компании Рустама Бахтиярова, также уже получил от поставщиков сообщение о прекращении поставок.
В компании VERRA (Toyota, Lexus, Porsche) таких уведомлений пока не получали. «Мы знаем, что некоторые импортеры отказываются от поставок машин в Россию. Но производители, которых мы представляем в Пермском крае, не представили своих планов. На данный момент все отгрузки осуществляются по ранее согласованным планам»,— рассказала генеральный директор VERRA Анна Бояршинова.
Авторынок испытывает серьезный дефицит с начала пандемии. Весной 2020 года изготовители автомобилей и комплектующих снизили объемы производства и до сих пор не восстановили их до прежнего уровня. Как ранее сообщали пермские дилеры, очередь на некоторые модели сегодня может растянуться до года.
Спрогнозировать, насколько серьезно усугубится дефицит теперь, по словам дилеров, сложно. «Это можно будет сделать тогда, когда мы поймем объемы, которые производители будут предоставлять для продажи, новые принципы взаимодействия и особенности рынка. Сейчас нет прозрачной и внятной информации»,— поясняет госпожа Бояршинова.
Сергей Репин отмечает, что если поставок не будет длительное время, автобизнес окажется в крайне затруднительном положении. «По сути, продавать будет нечего»,— сетует господин Репин.
В VERRA настроены продолжать работать при любом развитии ситуации. «Мы переживаем не первый кризис. И точно знаем, что делать: работать, выполнять обязательства перед клиентами, развивать персонал. В наших планах — развивать сервис, тем более недавно мы стали предоставлять владельцам автомобилей Toyota и Lexus постгарантийную поддержку в течение семи лет. Кроме того, продолжим реализовывать автомобили с пробегом»,— рассказала Анна Бояршинова.
Рустам Бахтияров предполагает, что поставки вскоре возобновятся. «Но, думаю, цены на автомобили станут совсем другими. Ожидаем рост не менее 10%»,— прогнозирует гендиректор «Форвард-Авто».