Электроника присматривается к ограничениям
Как санкции в сфере технологий отразятся на российском рынке
Россияне смогут покупать зарубежную электронику, несмотря на санкции. Но вот с поставками техники могут возникнуть проблемы. Список ограничений 24 февраля опубликовал американское министерство торговли. Санкции касаются, в частности поставок полупроводников, компьютеров, лазеров и датчиков. В сообщении министерства говорится, что меры нацелены на оборонный, аэрокосмический и морской секторы России.
Но на события вокруг Украины реагирует и потребительский рынок. Некоторые ритейлеры подняли цены на технику почти на треть. Несмотря на то, что курс доллара вырос примерно на 10%. Чем объяснить действия продавцов? И как санкции повлияют на рынок электроники?
Главный редактор портала vilianov.com, IT-эксперт Сергей Вильянов считает, что рынок просто пытается сдержать ажиотажный спрос. Но, предупреждает эксперт, нельзя исключать и проблем с логистикой из-за ситуации на Украине: «Во-первых, значительно выросли закупочные цены. Во-вторых, у дилеров очень хитрая схема кредитования. Например, они могли брать кредит в рублях, но при этом с привязкой к доллару, поэтому продавцы в итоге вынуждены отдавать деньги в долларах мгновенно.
Плюс они еще не знают, когда появятся новые партии. Значительная часть техники едет в фурах, которые могут застрять на границах. С одной стороны, это инструмент ограничения спроса, а с другой — возможность дополнительно заработать немного денег. Потому что какая-то доля покупателей — не больше 10% — все равно приобретет товар из-за боязни дефицита.
При этом не думаю, что он возникнет. Какая-то техника может или исчезнуть на время, или подорожать, потому что будет попадать в Россию окольными путями. Это может коснуться высокопроизводительных серверных решений, то есть инструментов для создания суперкомпьютеров».
Санкции не затрагивают потребительский рынок напрямую, подтверждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Впрочем, и отечественной промышленностиони могут не навредить. У России есть инструменты для ответного давления, отмечает господин Муртазин: «Если бы Кремлю предложили придумать санкции, которые были бы наиболее безболезненными, то это был бы ровно такой список, как сейчас, потому что на сегодняшний день последствия от введенных ограничений легко исправить. У России при этом есть и рычаги воздействия на другие страны: она поставляет огромное количество редкоземельных металлов, компонентов, которые используются в свою очередь для создания микроэлектроники. Россия сейчас основной поставщик палладия в США — это 35% рынка.
Де-факто любые санкции, которые вводит Москва, могут привести к тому, что микроэлектроника для Штатов на какое-то время может закончиться. То есть возникнет дефицит, цены вырастут еще больше и так далее. Поэтому сегодня этот танец с санкциями выглядит так, чтобы не вызвать ответную реакцию.
Ограничения в сфере аэрокосмической промышленности касаются компонентов, которые легко заменить. Мы поставляем для Boeing титан, получаем электронику, которую используем в авионике, все как было, так и осталось. Для судов есть определенное ограничение. Другая готовая продукция, подпавшая под санкции, поступает и из других стран — никаких проблем нет.
На потребительском рынке скажется только курс. Расчет идет в рублях. Склады наполнены товарами, они продолжают пребывать в Россию. Ограничения ощущаются в том, что из-за колебаний курса продукцию не отпускают и ждут, когда стабилизируется рубль».
Пока непонятно, кого именно затронут санкции, возражает исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. Решения будут приниматься по каждому контракту отдельно, считает эксперт: «Это означает, что на каждую поставку нужно спрашивать разрешения. Мы переходим в категорию стран, любая поставка в которую потребует лицензирование.
На какие из них будут даваться разрешения, на какие нет, мы пока не знаем. Этой практики еще нет. Узнаем, когда компании начнут запрашивать. Причем часто ситуация складывается следующим образом: на первые запросы компании получают отказ, потом проводят переговоры, разъяснительную работу, присылают информацию о содержании этих проектов, показывают, что это не имеет никакой связи с производством вооружений и так далее. И в ряде случаев получают положительные решения».
В то же время крупнейший производитель микросхем может перестать работать с Россией. Речь о тайваньской компании TSMC. Среди ее клиентов Apple и Nvidia. В России ее услугами пользуются создатели процессоров «Байкал» и «Эльбрус». По данным “Ъ”, отечественные разработчики получили от TSMC специальное уведомление. В нем говорится, что американские власти требуют прекратить сотрудничество с российскими компаниями.