Небо перестраивает маршруты
Как российские авиакомпании будут работать в условиях санкций ЕС
Европейские страны одна за другой закрывают воздушное пространство для российских авиакомпаний. Начиная с 25 февраля запрет на пролет над своей территорией вводят Болгария, Польша, Чехия, 26 февраля — Эстония. На этом фоне российская S7 отменила все рейсы в страны ЕС — перевозчик не будет совершать полеты по европейским направлениям с 26 февраля по 13 марта. В АТОР ожидают, что из-за ограничений со стороны европейских стран операторы столкнутся со сложностями при формировании туров на регулярных рейсах в Грецию и на Кипр. А сами путевки могут подорожать.
Издержки понесут и перевозчики, но насколько серьезными могут быть потери, подсчитать пока сложно, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Федор Борисов: «Через Польшу шел достаточно большой поток перевозок в Южную Европу, соответственно, сейчас делать крюк через Германию — это тоже достаточно большие расходы, время. Вопрос, как отреагируют другие страны. Ограничения достаточно серьезные. Сейчас мы находимся в состоянии высокой неопределенности, поэтому загадывать, что-то выразить в цифрах очень трудно.
Пассажиропоток в Европу сейчас сравнительно небольшой. Понятно, что для тех людей, которые собирались лететь в европейские страны или обратно в РФ, это может стать серьезной проблемой, им придется искать альтернативы. Россия ответит симметрично.
Это не будет какой-то катастрофой, но первый вопрос, сколько это продлится, и, понятно, что станет большой проблемой для российской гражданской авиации. Международные линии всегда приносили прибыль. При этом они компенсировали убытки от ряда внутренних направлений.
Внутренний рынок сейчас растет очень быстро, но он имеет пределы по цене и высокую конкуренцию. Была надежда на то, что убытки в пандемию будут компенсироваться за счет развития международного сообщения, если этого не происходит, надо искать способы, как выходить на новую и безубыточную модель для российских авиакомпаний».
Использовать свое воздушное пространство российским самолетам запретила и Великобритания: ограничение коснулось как авиакомпаний, так и частных судов. Из-за этого «Аэрофлот» объявил об отмене полетов в Лондон и Дублин до 23 мая. Впрочем, в компании пообещали, что некоторые пассажиры смогут пересесть на рейсы зарубежных авиакомпаний и попасть в Великобританию можно будет через третьи страны.
На принятые Лондоном ограничения Москва ответила зеркально. Росавицаия распорядилась, чтобы British Airways и Virgin Atlantic прекратили летать в воздушном пространстве России. Запрет касается самолетов, которые принадлежат компаниям и лицам, связанным с Великобританией, либо взяты у них в аренду.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что британским перевозчикам придется искать альтернативные маршруты в азиатские страны: «Линия была востребованной и, как мы можем предполагать, достаточно высокомаржинальной, в первую очередь за счет умеренной конкуренции. Для британских авиаперевозчиков серьезным фактором станет необходимость облетать территорию РФ. Ежедневно, по некоторым оценкам, десятки транзитных маршрутов связывали Великобританию с пунктами назначения в Японии, Южной Корее, Китае. Сейчас полеты необходимо осуществлять в воздушном пространстве Казахстана, это удлиняет трассу и увеличивает продолжительность, естественно, влияет на себестоимость. Это будет касаться и перевозок грузов, и, более того, когда речь идет об ответных мерах, принятых российскими авиационными властями, и о полетах частных самолетов.
Что касается Великобритании, авиасообщение прекращено, полеты в воздушном пространстве друг к другу прекращены. Возможно, какие-то дополнительные шаги и произойдут, но, так или иначе, применительно к авиасообщению дальше двигаться некуда».
В Росавиации отметили, что предлагали Лондону обсудить его запрет в отношении российских перевозчиков, однако получили отказ. Впрочем, в этой ситуации «Аэрофлот» пострадал меньше британских компаний, считает главный редактор frequentflyers.ru Илья Шатилин. Что касается пассажиров, альтернативные маршруты в Великобританию вряд ли окажутся под запретом, считает эксперт: «Пострадали больше британцы, конечно. У "Аэрофлота" всего несколько рейсов в Лондон, очень прибыльный маршрут, но всего один.
Безусловно, останутся альтернативные маршруты — можно летать через Финляндию, Прибалтику, Германию. Если нам закроют небо над Евросоюзом, тогда, может, и придется летать уже как-нибудь через Турцию. Но, думаю, до этого не дойдет.
Все же понимают, что если нам закроют небо над Евросоюзом, то европейские авиакомпании не смогут летать в Юго-Восточную Азию,и Китай скажет большое спасибо.
В случае дальнейшего обмена санкциями весь трафик займут азиатские авиакомпании. У них будет дешевле и быстрее».
Власти Евросоюза приняли новый пакет санкций, который предполагает полный запрет на поставку и лизинг самолетов в Россию, а также их страхование и техобслуживание. В Минтрансе, по информации “Ъ”, в субботу запланировано экстренное совещание с представителями крупных авиакомпаний.