Музы на паузе
Отечественные музыкальные театры несут боевые потери
События, последовавшие за вводом российских войск на Украину, осложнили, помимо прочего, многие аспекты культурной жизни России, невозможные без международного сотрудничества. Жизнь оперных и балетных театров уже не будет такой, какой мы привыкли ее видеть в счастливое для нее первое двадцатилетие XXI века.
С публичным осуждением военных действий на Украине за последние дни успели выступить многие знаменитые музыканты, дирижеры и оперные артисты. Риккардо Мути посвятил исполнение Девятой симфонии Бетховена с Чикагским симфоническим оркестром народу Украины, Владимир Юровский включил в свои концертные программы с оркестром Берлинского радио гимн Украины, Кирилл Петренко и Берлинский филармонический оркестр выпустили совместное заявление о поддержке украинского народа. Открытые письма протеста против военных действий подписывали самые разные культурные сообщества — художники, музейные кураторы и искусствоведы, переводчики, музыкальные критики, но среди них есть и письмо, подписанное пианистами Евгением Кисиным, Антоном Батаговым, Леонидом Десятниковым, Ильей Грингольцем и десятками других известнейших музыкантов. С некоторой задержкой, но высказались за мир на Украине Анна Нетребко и ее супруг Юсиф Эйвазов. Концерт Валерия Гергиева и Дениса Мацуева с Венским филармоническим оркестром в Карнеги-холле отменен; осуждения ввода российских войск на Украину от Гергиева требуют в Милане, где шеф Мариинского театра должен выпускать премьеру «Пиковой дамы», и в столице Баварии, где он работает с Мюнхенским филармоническим оркестром,— и ясно, что участие Гергиева в западных проектах теперь под большим вопросом.
Но в ближайшие дни, очевидно, должны последовать сообщения об отменах многих музыкальных проектов в России, прежде всего в Москве и Петербурге. Небывало частые выступления знаменитых зарубежных музыкантов — существенная и ценнейшая часть концертной практики последних десяти лет, а заодно и чуть ли не самое наглядное свидетельство включенности России в международный культурный процесс, которая до поры выглядела такой естественной. Но концерт, хотя бы и самый прекрасный,— событие одного вечера. Оперные театры работают в совершенно другой системе координат: там заграничного певца, дирижера или режиссера приглашают не на вечер, а на недели. И договоренности об этом возникают, естественно, за многие месяцы, если не за несколько лет до премьеры.
Теперь все эти договоренности, если выразиться очень мягко, под угрозой. В оперных театрах официальные отмены пока не объявлены, но можно сомневаться, например, что состоится намеченная на июнь в Большом театре премьера «Хованщины» в постановке английского режиссера Саймона Макберни. Уже отменено участие знаменитого дирижера Инго Мецмахера в «Саломее», которая должна была выйти в московской «Новой опере» в сентябре 2022 года. И это не считая присутствия приглашенных солистов в спектаклях, которое до сего дня казалось абсолютно привычной и необходимой частью оперной жизни.
Потери, понесенные отечественным балетным театром в результате «военной операции», пока выглядят с формальной стороны еще более чувствительными, особенно в двух столицах. Сегодня все балетные деятели поставлены перед выбором, продолжить ли сотрудничество с российскими государственными театрами или сохранить свою международную репутацию. Первым, утром 24 февраля, выбор сделал Алексей Ратманский (который собирает в своем Facebook антивоенные высказывания известных деятелей мирового балета: пока опубликовано 25 выступлений — от Центра Барышникова, Матса Эка и Твайлы Тарп до Натальи Осиповой и Нины Ананиашвили; имен работающих в России артистов среди выступивших нет). Из-за его отъезда в Нью-Йорк сорвалась самая ожидаемая премьера Большого театра — двухактного балета «Искусство фуги» на музыку Баха. «Когда придет время, я надеюсь вернуться в Москву, чтобы завершить эту постановку»,— цитирует хореографа официальный сайт театра. Явно не состоится и майская премьера Мариинского театра — там Ратманский должен был завершить историческую реконструкцию балета Петипа «Дочь фараона».
В Музтеатре Станиславского утраты еще существеннее. Уезжает его французский балетный худрук — Лоран Илер уже попрощался с влюбленной в него труппой. Утрачены и премьеры сезона: на первый постановочный период своего эксклюзивного балета не приехала израильский хореограф Шарон Эяль. Велика вероятность, что не появится работающий в Европе Андрей Кайдановский. Пока неизвестно, завершит ли работу над «Щелкунчиком» русский американец Юрий Посохов.
Не обошлись без потерь и маленькие компании. Балет «Москва» уже начал работу с норвежским хореографом Йо Стромгреном, продолжения ждали весной. Пока официальный отказ хореографа руководство труппы не получило, но надежды на завершение постановки мало. Из иностранцев остается в России лишь испанец Начо Дуато — худрук петербургского Михайловского театра, о своих намерениях он пока не заявлял.
Репертуарные и кадровые утраты усугубляются разрывом международных контактов. Известно, что летом Большой театр не выступит в Ковент-Гардене, балет Музтеатра Станиславского наверняка не поедет в Израиль, отменились и все другие гастроли российских трупп. Красноярский балет, успешно гастролировавший в Великобритании с конца прошлого года, вынужден немедленно эвакуироваться. Естественно, ни одна иностранная компания в обозримом будущем в Россию не приедет. В результате весенний петербургский фестиваль Dance Open лишился всей великолепной программы. И пока неизвестно, состоятся ли и как будут строить афишу осенние международные фестивали «Дягилев P. S.» и Сontext.
Региональные театры не имеют в планах эксклюзивных постановок иностранных авторов. Однако существует вероятность, что здравствующие хореографы и фонды покойных балетмейстеров не предоставят российским труппам права на показ своих готовых спектаклей. А это уже опаснее: в Перми, например, готовят перенос балетов Уильяма Форсайта и Джерома Роббинса. Но совсем беда, если иностранцы отзовут уже действующие лицензии на спектакли, укоренившиеся в нашем балетном репертуаре. Лишившись всех западных классиков, начиная с Джорджа Баланчина и заканчивая Акрамом Ханом, российский балет будет отброшен за «железный занавес» 60-летней давности. И, к радости ура-патриотов, останется наедине с репертуаром XIX века и «золотым фондом» Юрия Григоровича.