Как санкции ЕС отразятся на резервах ЦБ
К числу зарубежных стран, собирающихся ограничить «ограничить возможности российского ЦБ по поддержке курса рубля международными финансовыми операциями», присоединилась и Япония. Ранее с совместным заявлением выступили ЕС, Великобритания, США и Канада. Кроме того, по словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, ЕК предлагает запретить трансакции с Банком России и заморозить его активы. Вместе с тем, согласно данным ЦБ, на середину прошлого года на активы во Франции, Германии, США, Великобритании, Австрии и Канады приходилось 38,6% от всех резервов. Кроме того, еще 15% приходилось на активы Японии и международных организаций, 10,7% — на прочие.
По мнению главного экономиста «ПФ Капитал» Евгения Надоршина, в краткосрочной перспективе и гипотетически в среднесрочной ЦБ сможет поддержать финансовую стабильность. Так, чтобы стабилизировать курс, ЦБ нужны только доллары, а также ликвидные активы, которые можно быстро превратить в доллары. Большой и открытый пока вопрос — с какой скоростью ЦБ сможет извлекать ликвидность из недолларовых резервов, чтобы превратить их в доллары, а также имеет ли он такую инфраструктуру, чтобы сделать это, не нарушив потенциальные санкции, отмечает эксперт.
Другие активы, в частности в евро, ничего не мешает вывести, например, в Китай, и «возможно, ЦБ уже успел это сделать», отмечает господин Надоршин. Так, в начале 2018 года, после публикации так называемого кремлевского доклада, когда также возникла угроза заморозки вложении в американские бонды (более чем на $100 млрд), они были оперативно проданы, а средства в основном были переведены в активы, номинированные в юанях. Он отмечает, что пока доллары, проданные в результате интервенций, остаются внутри финансовой системы РФ, запасам ЦБ ничего не грозит. Однако «как только будет необходимо расплачиваться с нерезидентами в связи, например, с оттоком капитала, могут возникнуть проблемы», указывает он.
Впрочем, по оценке Евгения Надоршина, в самом худшем случае не попадающими под возможные ограничения из резервов ЦБ остаются около $200 млрд (без учета золота) — это довольно много. «Их может хватить на пару кварталов сдерживания мощного оттока капитала уровня второй половины 2008 года, который стал самым мощным за всю историю России по уровню стресса для валютного рынка и масштабу денег, которые были брошены для поддержания стабильности»,— отмечает он. Пока Банк России придерживается стратегии плавающего рубля и только в пятницу, впервые с 2015 года, провел валютные интервенции в его поддержку, продавая валюту.
Поддержку ЦБ может оказать экспорт сырья, указывает эксперт. Пока его не замораживают, по экспорту сырья рассчитываться можно, а это значит, что приток валюты по торговым операциям будет выше, чем отток, сальдо будет положительным, указывает господин Надоршин.