Контейнерная линия фронта
Военные действия на Украине ломают логистику грузов в РФ
Перемещение контейнеров морем, один из ключевых способов доставки генеральных грузов, начинает страдать от военного конфликта. Ряд контейнерных линий уже приостановил букинги на Россию, некоторые ограничились пока портами Украины. В цепочках поставок также возникли сбои, вызванные решениями капитанов не рисковать входом даже в незакрытые порты России на Азовском и Черном морях. Участники рынка ожидают роста числа компаний, отказывающихся отправлять суда в российские южные порты.
Военные действия начали серьезно сказываться на доставке товаров морем. Российские и украинские воды Черного и Азовского моря были объявлены объединенным военным комитетом Lloyds (JWC) зоной высокого военного риска еще 15 февраля, однако тогда это повлияло в основном на стоимость страхования судна (подробнее см. “Ъ” от 24 февраля). Сейчас ситуация обострилась.
«Военные действия уже оказывают негативное влияние на судоходство в Черном море,— говорит учредитель "VIG Транс" Игорь Ребельский.— CMA CGM полностью останавливают все судозаходы в Одессу, на Новороссийск пока все в штатном режиме. Yang Ming останавливает прием новых букингов (импорт и экспорт) с/на Одессу и с/на Новороссийск.
Дело не столько в политике, сколько в элементарной безопасности: никто не хочет попадания ракет в свои суда».
Другие перевозчики пока ограничений не ввели, но могут сделать это, добавляет он, отмечая, что Yang Ming с 25 февраля вводит полную предоплату фрахта в импорте в Петербург: «Это как подстраховка в связи с последними событиями». Некоторые компании уже приостановили букинг, например, Shipco в отношении России, Белоруссии и Украины, Hapag-Lloyd — в отношении России и Украины. Maersk еще 24 февраля заявил о приостановлении приема букингов на Украину и запретил вход кораблей в украинские порты, перенаправив текущие рейсы на Порт-Саид и Керфез. Сервисы в России пока выполняются в штатном режиме, но ситуация в перспективе может измениться, сообщила компания. Рассылку сходного содержания сделала для клиентов и Mediterranean Shipping Company (MSC).
Поставки могут прерываться и по решениям экипажей, оказавшихся в опасной зоне. Собеседник “Ъ” на авторынке, ссылаясь на информацию логистов, рассказал, что одной из проблем с доставкой автокомпонентов и машин стал отказ украинских моряков (они традиционно составляют значительную часть экипажей судов в регионе) заводить суда в порты России.
"Да, действительно, многие украинские суда и экипажи отказываются заходить в порты России, — говорит глава таможенного брокера KBT Юлия Шленская.— Но не только они: часть морских линий приостановила букинги на российские порты. Слышим много историй о том, что принимать наши судна даже отказываются где-то за рубежом».
При этом авиадоставка, железнодорожная доставка из Китая проходят в штатном режиме, но все на взводе и очень взвинченно воспринимают развивающуюся ситуацию. Всюду также стали требовать стопроцентную предоплату, отмечает эксперт.
Экипаж на судне строго следует указаниям судовладельца и фрахтователя, отмечает первый зампредседателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. Самовольное отклонение от них означает немедленное увольнение. Но в случае отсутствия указаний капитан имеет полное право действовать в соответствии со своими полномочиями, а его задачи — обеспечить безопасность людей, судна и груза, именно в такой последовательности, поясняет господин Ковальчук.
Один из источников “Ъ” на рынке добавляет, что проблема с входом в порты — не единственный фактор, вызвавший сложности с доставкой автомобилей и компонентов автоконцернам. Напомним, что из-за проблем с логистикой как минимум один автозавод — Renault в Москве — уже объявил о приостановке работы с 28 февраля до 5 марта. Однако в концерне ссылались на усиление пограничных режимов в странах транзита и вынужденную необходимость изменения ряда сложившихся логистических маршрутов. Ключевые морские поставки в отрасли идут через порты Петербурга, Владивостока, а также Черного моря (в основном компонентов). О проблемах с логистикой говорят и на других рынках, в том числе продуктов и стройматериалов.