Инвесторы переводятся
Частные брокеры фиксируют приток новых клиентов
Частные брокерские компании в конце прошлой недели наблюдали активный приток новых клиентов — как частных, так и институциональных. Произошло это на фоне включения крупнейших российских финансовых организаций под ограничения США и ЕС. Источники “Ъ”, близкие к подсанкционным банкам, признают, что сейчас «все усилия сосредоточены на удержании клиентов».
Несколько частных брокеров рассказали “Ъ”, что получили много новых клиентов в конце прошлой недели. По словам директора по брокерскому бизнесу «БКС Мир инвестиций» Олега Чихладзе, 24 и 25 февраля количество открываемых счетов выросло в четыре раза по сравнению с предыдущими днями. «Мы видим значительный спрос на открытие счетов и перевод активов и денежных средств»,— подтверждает глава направления по работе с клиентами в России и СНГ «Ренессанс Капитала» Николай Шакаров. Гендиректор УК «Райффайзен Капитал» Ольга Сумина рассказала об «интересе клиентов» к открытию новых брокерских счетов и счетов доверительного управления.
Руководитель управления развития клиентского сервиса «Финама» Дмитрий Леснов видит «тенденцию по активному приходу клиентов». «У нас есть обращения по переводу иностранных ценных бумаг, но в основном у этих граждан уже есть счета в нашей компании»,— уточнили во «Фридом Финанс».
Минфин США вечером 24 февраля объявил о введении санкций против ряда крупнейших российских банков в качестве реакции на специальную военную операцию России на территории Украины. В SDN-лист, то есть черный список физических и юридических лиц, чьи активы замораживаются в США и с которыми запрещается вести деловые отношения, попали ВТБ, «ФК Открытие», Совкомбанк и Новикомбанк. Кроме того, американским клиентам было предписано в течение 30 дней закрыть корреспондентские счета и ряд других в Сбербанке (см. “Ъ” от 25 февраля).
На конец января, по данным Московской биржи, больше всего брокерских счетов было у банка «Тинькофф» — 9,3 млн штук, из которых активными были 2 млн счетов. Большинство попавших под ограничительные меры банков также считались крупными игроками рынка брокерских услуг. У Сбербанка было 5,5 млн счетов при активных 0,3 млн счетов, у ВТБ — 2,3 млн и 0,4 млн счетов соответственно, у «ФК Открытие» — 0,4 млн и 0,05 млн счетов, у группы Совкомбанка — 0,1 млн и 0,02 млн счетов.
Уже 25 февраля можно было наблюдать некорректную работу с рядом инструментов по брокерским счетам в банках, попавших в санкционные списки.
Например, корреспондент “Ъ”, обслуживающийся в Сбербанке, в первой половине дня не мог купить ряд иностранных акций и депозитарных расписок. Приложение сообщало, что «по этим инструментам разрешено только закрытие позиций». Впрочем, во второй половине дня покупки были разрешены.
Несмотря на невозможность приобретения инструментов (и соответствующие сообщения в приложении QUIK и специалистов кредитной организации), пресс-служба Сбербанка отвергла эти факты: «Все операции по покупке и продаже иностранных ценных бумаг доступны». Схожие проблемы 25 февраля наблюдались в ВТБ и «ФК Открытие», рассказали “Ъ” их клиенты.
Собеседник “Ъ”, близкий к подсанкционному банку, уточнил, что сейчас вся работа сосредоточена на удержании клиентов. Два собеседника, близких к «Фридом Финанс», особенно подчеркивают, что уже начался переход корпоративных клиентов из ВТБ и Сбербанка. «Такой интерес есть как у профессиональных клиентов, так и частных. К сожалению, при подобных ситуациях различия в поведении участников рынка становятся минимальными»,— подтверждает господин Шакаров.
Господин Чихладзе затруднился сказать, связан ли приход новых клиентов с «возросшей волатильностью, ростом курса доллара и подешевевшими акциями или к нам идут клиенты организаций, попавших под санкционные ограничения». Ольга Сумина лишь подчеркивает, что УК «Райффайзен Капитал» и Райффайзенбанк — «одни из самых надежных на российском рынке инфраструктур для инвестиций».
«Инвесторы выбирают брокеров, чей сервис не пострадал в результате текущих событий»,— признает господин Леснов.
«Безусловно, триггером выступают последние новости, связанные с ограничениями для некоторых российских финансовых институтов»,— подтверждает господин Шакаров. В Сбербанке не ответили на запрос “Ъ”, в «ФК Открытие» отказались от комментариев, в ВТБ заявили, что «в данной ситуации давать оценку преждевременно».