Двойка подстегивает младшеклассников, но ненадолго
Ум и талант важны для школьника, но еще важнее — мотивация
Ученые Московского городского педагогического университета выяснили, что младшеклассники успешнее решают логические и пространственные задачи, если их мотивация — не получить двойку по математике. На девочек возможность получить плохую оценку влияет сильнее, чем на мальчиков. Но эффект двойки — краткосрочный.
Доцент Института педагогики и психологии образования (ИППО) Московского городского педагогического университета (МГПУ) Ольга Гаврилова под руководством директора ИППО МГПУ профессора Александра Савенкова проверила, как нейтральная, соревновательная и отрицательная мотивационные установки влияют на успешность решения задач детьми младшего школьного возраста. В исследовании участвовали 239 второклассников московских школ — 137 мальчиков и 102 девочки. Оно проходило в три серии.
Каждый раз детям предлагали решать логические и пространственные задачи, но обращались к ним с разными «легендами». Сначала второклассников попросили помочь и подготовить к запуску в печать рабочую тетрадь. Затем им объявили, что решить задачи нужно, чтобы определить, кто лучше всех в классе это делает. Во время последнего этапа детям сказали, что не выполнившие задание получают двойки по математике.
Самые лучшие результаты ученики начальной школы показали, когда им грозила двойка. Они набрали в среднем 44,2% от максимально возможного числа баллов. Для сравнения, когда школьников просили помочь с тетрадью и анонсировали первенство по классу, то есть мотивационная установка была нейтральной и соревновательной, этот показатель был 40,8% и 41,9%. Это объясняет, почему двойка и подобные ей мотивационные установки так популярны у некоторых педагогов.
«Можно сделать вывод, что для достижения результата детей нужно пугать двойками. Но это не так. Отрицательная мотивация работает, но только в краткосрочной перспективе»,— подчеркнула доцент МГПУ.
Это исследование МГПУ фокусируется на короткий отрезок времени, но, по словам Ольги Гавриловой, ученые, которые изучают влияние мотивации на успеваемость в течение долгого времени, говорят, что в перспективе не страх, а познавательная мотивация дает более качественные, высокие результаты и способствует развитию творческой личности.
Ученые также выяснили, что на девочек внешние мотивационные установки больше действуют, чем на мальчиков. Особенно это видно на примере пространственных задач, которые, как говорят, девочки решают хуже. Этот стереотип действительно подтвердился, когда мотивация у детей была нейтральная. Но когда речь пошла о соревнованиях и двойках, девочки стали догонять и даже иногда обгонять мальчиков по показателям.
«Гендерная социализация девочек так строится, что их больше приучают смотреть на внешнее одобрение или неодобрение. А мальчики больше подвергаются критике, их чаще ругают, они привыкают, что это ничего не значит»,— заметила Ольга Гаврилова.
Главный вывод, который могут сделать педагоги младших классов из результатов исследования МГПУ,— успешность решения задач во многом зависит от внешних факторов.
«Когда мы сталкиваемся с тем, что один ученик решает задачи лучше другого, часто взрослые объясняют это умом ребенка, талантом и другими качествами. Но исследование выявило такой аспект: для успешного решения задач очень значима мотивация, а где-то она даже и первостепенна»,— рассказала Ольга Гаврилова.
По словам молодого ученого, именно это и стоит учитывать педагогам при построении уроков.
«Если один ученик хуже других решает задачи, не стоит на нем ставить крест, а лучше поиграть с мотивационной составляющей. И, скорее всего, он начнет выдавать результаты лучше предыдущих»,— считает доцент МГПУ.
Например, можно объяснить школьникам, как тема урока связана с жизнью и где в будущем пригодятся эти знания.
«У первоклашек часто срабатывает мотив помощи. Опытные педагоги это используют. Допустим, учитель просит ребят помочь Незнайке решить задачу»,— рассказала Ольга Гаврилова.
Еще можно попросить детей самих оценить результаты своей работы. Это не только мотивирует, но и дает учителям обратную связь.