Хочешь мира — готовься к спецоперации
Как оппозиционные и провластные активисты борются за общественное мнение
Демократическая оппозиция пытается расширить число своих сторонников, выступающих за прекращение специальной военной операции на Украине. От создания петиций и проведения локальных акций политики перешли к созданию коалиций, призывая к союзу даже идеологических противников. Впрочем, формат и содержание проводимых ими акций могут измениться в зависимости от итогов переговоров России и Украины. Провластные политики, в свою очередь, запускают разъяснительные акции в соцсетях в поддержку президента, армии и Донбасса.
Московский муниципальный депутат Илья Яшин объявил 28 февраля о создании «широкого антивоенного движения». Осудив ввод войск на Украину, он отметил, что «как гражданин тоже несет ответственность» за решение президента. Всех, «кто испытывает такие же чувства», депутат призвал присоединиться к объединению независимо от их политических взглядов. Чтобы вступить в коалицию, достаточно написать об этом в соцсетях, пояснил господин Яшин. Затем нужно искать единомышленников, создавать локальные антивоенные комитеты и «использовать все доступные и легальные способы влиять на власть и общественное мнение». «Создавайте петиции, направляйте письма депутатам, печатайте листовки, публикуйте антивоенные призывы и используйте легальные способы уличного протеста»,— перечислил политик, добавив, что только массовое низовое движение может стать успешным.
Накануне свой антивоенный комитет создали российские политэмигранты, в том числе бизнесмены Михаил Ходорковский, Борис Зимин и Евгений Чичваркин, экономист Сергей Гуриев, политики Гарри Каспаров, Владимир Кара-Мурза-младший и Дмитрий Гудков, писатель Виктор Шендерович (внесен в реестр СМИ-иноагентов). Они тоже предложили консолидироваться, «несмотря на идеологические расхождения, политические разногласия, личные симпатии и антипатии». Комитет также обратился «к правительствам мира», попросив их высказать «принципиальную позицию» по отношению к «непосредственным участникам вторжения», которые «должны понести наказание за содеянное», говорится в обращении.
Опрошенные “Ъ” оппозиционеры ждут итогов российско-украинских переговоров и пока затрудняются четко обозначить будущие акции и требования.
«Мы пока обсуждаем, что делать в этих тяжелых обстоятельствах,— говорит зампред "Яблока" Иван Большаков.— Продолжаем сбор подписей под петицией (собрано 77,3 тыс.) и планируем в скором времени передать их в Кремль. Наши фракции в заксобраниях вносят проекты обращений к руководству страны с требованием остановить боевые действия. Планируем подать заявки на антивоенные митинги и пикеты в разных городах. Напечатали антивоенные стикеры, со вторника начнем распространять их в столице».
Другие активисты тоже в основном высказываются в интернете и инициируют обращения от профессиональных сообществ. Одна из петиций, созданная правозащитником Львом Пономаревым (включен в реестр СМИ-иноагентов), собрала к середине дня 28 февраля больше миллиона подписей.
Политики и общественники, поддерживающие президента и его решение, тоже пропагандируют свою позицию в соцсетях. Вслед за Владимиром Путиным они разъясняют россиянам, что спецоперация на Украине нужна для защиты жителей Донбасса и этот шаг был единственным выходом на фоне зашедших в тупик переговоров.
«С одной стороны, поддержка подавляющего большинства, которое понимает происходящее и делает все зависящее, чтобы операция была успешна. С другой — появились те, кто начинает рассуждать на тему мира. Возникает вопрос: где вы были предыдущие восемь лет, когда киевские власти убивали мирных жителей, женщин, детей, обстреливали их из орудий, когда попирались права и свободы наших граждан и соотечественников?» — написал в своем Telegram-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин. Похожее обращение закреплено в Telegram-канале официального представителя МИДа Марии Захаровой, которая подчеркивает, что все эти годы мир безмолвствовал и не выходил на митинги в поддержку жителей непризнанных республик. Восьмилетний «геноцид русских на Украине» упомянул в своей публикации в Instagram и вице-спикер Госдумы, лидер московских единороссов Петр Толстой.
Его заместитель по партячейке, депутат Мосгордумы Кирилл Щитов развил тезис о «молчании Запада», перечислив в своем Facebook страны и города, на трагические события в которых мир не реагировал: «Белград 1999. Ирак 2003. Цхинвал 2008. Ливия 2011. Сирия 2014. Одесса 2014. Горловка 2014. Дебальцево 2014. Список можно продолжать. Где было мировое сообщество? Где были люди с "хорошими лицами", которые постят черные квадратики и стесняются быть русскими?» Публикацию он сопроводил хештегом «СвоихНеБросаем», который, по-видимому, должен стать ответом на популярный хештег «Нетвойне». Последний к вечеру 28 февраля размещен в Instagram почти 330 тыс. раз, в Facebook — 62 тыс. раз; хештег «СвоихНеБросаем» — около 71 тыс. раз. в Instagram и 10 тыс. в Facebook.
«Главный фактор — поддержка Владимира Путина»
Согласно опубликованному в понедельник опросу ВЦИОМа, на 25 февраля спецоперацию на Украине поддерживали 65% россиян, а на 27 февраля — уже 68% (не поддерживали 25% и 22% соответственно). 26% респондентов главной целью операции назвали защиту жителей Донбасса, по 20% — предотвращение размещения баз НАТО и демилитаризацию соседней страны и лишь 7% — изменение политического курса и денацификацию Украины. Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров пояснил “Ъ”, что оценка спецоперации определяется прежде всего общим отношением к деятельности президента Владимира Путина.