«На территории Крыма исторически никогда не было такого объема государственных инвестиций»
Замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров — о реализации программы по развитию полуострова
За восемь лет объем финансирования по Федеральной целевой программе (ФЦП) развития Крыма и Севастополя составил 1,37 трлн руб. В конце прошлого года действие ФЦП было прекращено, однако, по заявлению властей, бюджетные вложения продолжатся, но уже в рамках новой госпрограммы, утвержденной до 2025 года. О том, как реализация госпрограммы повлияет на внебюджетные инвестиции в экономику полуострова, в интервью «Ъ Кубань-Черноморье» рассказал заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров.
— После того как правительством было принято решение о прекращении ФЦП, последовали разъяснения, что все проекты будут продолжены, а все запланированные объекты — достроены. Что изменится для Крыма и Севастополя?
— Госпрограмма по развитию Крыма и Севастополя существует не первый год, ФЦП была ее частью, на сегодня изменилась только методология. В госпрограмме предусмотрены верхнеуровневые, достаточно масштабные целевые показатели. Вместо ФЦП теперь будет федеральный проект, в котором мы конкретизируем, сколько дорог и социальных объектов нужно еще построить. Всего по ФЦП планировалось построить 980 объектов, 490 из них завершено, работа над остальными продолжится в рамках госпрограммы. Общий объем финансирования мероприятий госпрограммы до 2025 года из федерального бюджета составляет 526 млрд руб., в том числе в 2022 году — 110,5 млрд руб. Все задачи остаются в силе — программа утверждена до 2025 года, сейчас мы отрабатываем ее продление до 2030 года.
— При строительстве объектов ФЦП финансирование этих работ на 95% обеспечивал федеральный бюджет, Крым и Севастополь добавляли по 5% от их общей стоимости. Сохранится ли это соотношение?
— Взаимоотношения Федерации и субъектов по вопросам доведения субсидий регулируются не госпрограммой, предельный уровень софинансирования устанавливается распоряжением правительства, которое принимается ежегодно. Это соотношение зависит от уровня бюджетной обеспеченности регионов, для Крыма и Севастополя оно остается прежним.
— Какие факторы влияют на показатели исполнения федеральной программы?
— Начало было непростое — ФЦП обеспечивала ежегодное финансирование в десятки миллиардов, на территории Крыма исторически никогда не было такого объема капитальных вложений. Санкции, из-за которых крупные компании не часто заходят на полуостров, тоже влияют на строительную отрасль. Подрядные организации и службы заказчиков многому научились за это время, но есть особенности, которые будут всегда, и их необходимо учитывать. Например, территорию Севастополя можно назвать сплошным объектом культурного наследия, поэтому здесь действует очень много ограничений.
В период реализации ФЦП были проведены масштабные археологические исследования. Так, при строительстве трассы «Таврида» обнаружено много ценных артефактов. Это важно для сохранения нашего культурного наследия, но это, конечно, не может не влиять на сроки строительства.
Несмотря на эти сложности, выполнение программы за эти годы подтянулось и по количеству сданных объектов, и в процентном соотношении. По итогам 2021 года оба региона до последнего пытались достичь 100% исполнения, но в итоге по Крыму — 96%, по Севастополю — 90%. В целом исполнение составило около 94%, это наибольший показатель с 2018 года.
— Среди проблем, из-за которых затягивается завершение государственных строек, все чаще называют сложности с техприсоединением к энергосетям. Предусматривает ли госпрограмма модернизацию энергетической инфраструктуры на полуострове?
— Да, есть определенные планы по энергосистеме в целом. С точки зрения мощностей вопрос решен после строительства энергомоста и двух теплоэлектростанций — Балаклавской и Таврической ТЭС. А вот распределительная система не готова: существующие сети изношены, новые давно не строили. Сейчас в Крыму создано отдельное предприятие в форме акционерного общества, по сути, уже есть общее проектное решение по модернизации энергосети с достаточно большим объемом финансирования — около 20 млрд руб. Работы начнутся с самого слабого участка — это ЮБК, начиная от Севастополя и заканчивая Алуштой. Кроме строительства новых сетей, запланирована реконструкция питающих центров и распределительных сетей.
— Что еще включено в госпрограмму на ближайшие годы? Как происходит наполнение федерального проекта конкретными объектами?
— Формирование программы происходит на основе оценки положения дел от субъектов, их предложений и анализа необходимости тех или иных объектов, который мы проводим совместно с разными федеральными органами. Эта работа всегда проходит не просто, проблем в регионе больше, чем хотелось бы, поэтому приходится выбирать первоочередные задачи.
На первоначальном этапе реализации госпрограммы такой задачей было создание базовой инфраструктуры. В Крыму, можно сказать, произошла полная пространственная переориентация. Если раньше все (газоснабжение, водоснабжение, энергоресурсы) поступало со стороны Украины, то сейчас входные ворота в Крым — это Керчь.
Была задача переориентировать транспортную логистику, дорожную сеть, поставки ресурсов — на сегодняшний день это сделано. Тогда же был проведен анализ существующей социальной инфраструктуры, который показал нехватку больниц, детсадов, школ, спортивных комплексов и других объектов, необходимых и городскому, и сельскому населению полуострова.
Это второй этап, задачи которого отчасти решены, отчасти в стадии решения. Например, в Крыму появились современные больничные комплексы, такие как медцентр им. Семашко в Симферополе, новая больница в Ялте. В Севастополе реализуется проект по строительству медицинского кластера.
Сейчас в программе развития полуострова можно выделить следующие приоритеты. Во-первых, предстоит большая работа в сфере жилищно-коммунального хозяйства — к 2025 году по всему южному берегу Крыма необходимо решить проблему неочищенных стоков. Одни объекты на стадии проектирования, по другим уже ведется строительство, но все очистные сооружения внесены в программу, есть временные рамки для завершения работ по их реконструкции.
Во-вторых, есть масштабная задача по сохранению богатейшей истории Крыма, капиталоемкие и сложные проекты реставрации исторических зданий. Когда в 2015 году осматривал объекты культурного наследия, их состояние было плачевным — у зданий комплекса «Ханский дворец» разваливалась крыша, в музее имени Айвазовского в подвале стояла вода, картины хранились в неподобающих условиях.
Сейчас в мероприятия по сбережению культурного наследия полуострова вкладываются очень серьезные средства: так, на реконструкцию музея имени Айвазовского в Феодосии заложено почти 2 млрд руб.
Если говорить о новых направлениях, то сейчас мы прорабатываем формирование подпрограммы, направленной на повышение уровня комфорта в каждом микрорайоне. Например, для семей с детьми важно, что поблизости построили новую школу или детсад. Спортсмены оценят новый стадион или ФОК, людям старшего поколения важны доступность и качество медицинских услуг. Поэтому мы продолжим строить современные социальные объекты, благоустраивать парки и пляжи, обновлять дорожную сеть — от этого зависит качество жизни на полуострове в целом.
Но есть определенный уровень комфорта и благоустройства, который касается буквально каждого: дом, двор, подъезд, лифт. Это уже не вложения в капитальное строительство, это большой объем работы по ремонту существующего жилого фонда, лифтового хозяйства, дворовых территорий, межквартальных проездов. И в городах Крыма, и в Севастополе ежегодно выделяются средства на такие работы, но включение плановых ремонтов в госпрограмму обеспечит комплексный подход как в финансировании, так и в контроле за достижением целевых показателей.
— Президентом поставлена задача — в период с 2022 по 2025 годы привлечь в экономику Крыма и Севастополя триллион внебюджетных инвестиций. Как эта задача отражена в госпрограмме?
— В первую очередь это инфраструктурные проекты. Задача по созданию магистральной сети решена, причем с большим потенциалом, сейчас будем развивать распределительные сети по газу, воде, электроэнергии — по всем направлениям. Это одно из условий, необходимых для привлечения капвложений — если у инвестора сам проект стоит столько же, во сколько обойдется техприсоединение, понятно, что проекта не будет. Поэтому территории, где планируются к реализации крупные инвестпроекты или есть планы по комплексному строительству, должны быть обеспечены инфраструктурой.
Всего по Крыму заявлено инвестпроектов примерно на 800 млрд руб., из них около 300 млрд руб. — это проекты по комплексной застройке.
Есть инвесторы и в других сферах — это и сельское хозяйство, и туристическая отрасль. Есть проекты, направленные на повышение туристической привлекательности полуострова — такие как парк развлечений «Ялта Парк» и горно-туристический кластер «Горный Крым». Это реальные инвестпроекты, которые можно «пощупать руками» — например, строительство оптово-распределительного центра в Крыму уже ведется.
Обеспечить такой объем капитальных вложений — это непростая задача, над которой мы постоянно работаем, вместе с инвесторами и региональными властями рассматриваем, какие проекты планируются, какое сопровождение им нужно, вместе с банками решаем вопросы доступности кредитных ресурсов. Помимо льгот, предусмотренных режимом особой экономической зоны, действующей в Крыму и Севастополе, с этого года инвесторы могут получить льготные кредиты на реализацию проектов на полуострове. Ставка по такому кредиту будет равна разнице между процентной ставкой по кредитному договору и ключевой ставкой ЦБ, соответствующее постановление было принято в конце прошлого года. Таким образом, сейчас в Крыму не только идет интенсивное развитие инфраструктуры за счет бюджетных инвестиций, но и созданы очень комфортные, можно сказать, эксклюзивные условия для частных капитальных вложений и наращивания производственной базы.
Читайте нас в Telegram