Инвестор с государственным подходом
Государство, заинтересованное в строительстве социальных объектов, активно привлекает к этому процессу компании с государственным участием. Это связано прежде всего с высокими затратами на строительство таких объектов и их потенциально низкой доходностью. Привлекая контролируемые структуры, государство получает надежного исполнителя, а компания — дополнительные субсидии из бюджета и плюс к имиджу.
В поисках инвестиций
Несмотря на потребности краевых властей в привлечении частных инвестиций в инфраструктурные объекты, реализация таких проектов сдерживается из-за сложной процедуры инициирования. Как рассказали в краевом минэкономразвития, поскольку значительная часть проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) происходит в порядке «частной инициативы», интересы инвестора, который провел предпроектную подготовку, оказываются незащищенными. По итогам рассмотрения такой инициативы или проведения конкурса данный инвестор может не оказаться победителем. Учитывая эту неопределенность, не все компании готовы вкладываться в предпроектную подготовку, отмечают в министерстве.
«Крупные инфраструктурные проекты, как правило, требуют значительных капитальных затрат, характеризуются длительным периодом строительства и не могут обеспечивать нормальную доходность. В связи с этим важно реализовывать проекты в отраслях, которые имеют высокую социальную значимость, с партнерами, готовыми на более низкую маржу, и оптимальным вариантом являются организации с государственным участием»,— замечают в минэке. В ведомстве добавляют, что другие регионы тоже сталкиваются с проблемой отсутствия частных инвесторов для проектов с низкой коммерческой составляющей, поэтому привлечение к реализации проектов госструктур востребовано.
Еще не тренд
Одним из ключевых партнеров в сфере реализации социальных проектов в Пермском крае с прошлого года стал Сбербанк. В мае 2021 года Сбербанк и правительство Пермского края заключили соглашение о сотрудничестве. Документ, подписанный президентом, председателем правления Сбербанка Германом Грефом и губернатором Пермского края Дмитрием Махониным, нацелен на долгосрочное сотрудничество в части преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы региона.
Среди крупных программ госбанка — проект «Зеленое кольцо», подразумевающий благоустройство береговых территорий малых рек Перми и Черняевского леса. Финансовые параметры проекта не раскрываются. Кроме того, Сбербанк участвует в строительстве семи школ на территории региона в рамках концессии. Между пермскими властями и структурой Сбербанка — ООО «Сберинфра» уже заключены первые концессионные соглашения на возведение двух школ на ул. Холмогорской и в Новых Лядах. Инвестор проекта — ООО «Первая концессионная компания „Просвещение“». Строительство указанных двух школ может обойтись в 2,5 млрд руб.
Кредитное учреждение пожертвует средства и на подготовительные работы для организации Дома музыки «Дягилев», который разместится на заводе Шпагина (литера А). В январе стало известно, что Сбербанк по соглашению с АО «Корпорация Туризм.РФ» профинансирует строительство объектов туристической инфраструктуры в Перми и Пермском крае. Что это будут за объекты, не разъясняется. Сейчас власти ведут со Сбербанком переговоры о возведении в Перми в рамках ГЧП регионального центра по фигурному катанию, спорткомплекса с бассейном и ледовой арены общей стоимостью около 2,6 млрд руб.
В пресс-службе Сбербанка заявили, что, будучи одной из крупнейших финансовых организаций в регионе, считают своим долгом участвовать в социально-экономическом развитии Пермского края. «Это проявляется в самых разных формах: от концессионных соглашений по строительству школ до участия в реализации „Зеленого кольца“, сопровождении детских домов. Всегда эти вопросы решаются совместно с представителями органов власти и партнерскими организациями. Мы имеем высокие компетенции по структурированию проектов ГЧП и в проектном финансировании, которыми готовы делиться при совместной работе. Сейчас особенно важна подготовка к 300-летию Перми. У региона большие амбиции, и важно структурно подойти к их реализации. Определенно мы включим в свою зону интересов туризм и спорт»,— подчеркнули в кредитном учреждении.
Еще одним инвестором в Пермском крае может выступить госкорпорация «ВЭБ.РФ», которая планирует принять участие в модернизации трамвайного комплекса Перми. Если Минтранс РФ одобрит заявку региона, то трамвайный комплекс города (МУП «Пермгорэлектротранс») передадут в концессию федеральному оператору, который с привлечением бюджетных кредитов, средств ФНБ и госкорпорации «ВЭБ.РФ» отремонтирует трамвайные пути, реконструирует депо «Балатово» и закупит новые вагоны. Инвестиции в проект оцениваются в сумму свыше 15 млрд руб.
Реализация амбициозных проектов также ведется через созданное региональными властями АО «Корпорация развития Пермского края». Основной проект корпорации — строительство ЖК «Любимов» в Березниках. Теперь КРПК входит в состав госхолдинга «Фонд развития Пермского края» (ФРПК). В 2021 году корпорация по поручению краевого правительства для развития судостроения выкупила у прежних владельцев комплекс бывшего судозавода «Кама». На этой площадке ФРПК собирается наладить выпуск жидкого медицинского кислорода — около 360 тонн в месяц. В конце 2021 года корпорация приобрела у холдинга X5 Retail Group ТЦ «Карусель» с участком под размещение экспоцентра. Среди проектов КРПК — реконструкция бывшего здания ВКИУ по ул. Окулова, 4, под отель.
Гендиректор ФРПК Алексей Бураков отмечает, что участие окологосударственных структур в различных инвестпроектах — пока не тренд. Однако у этого явления есть все предпосылки стать трендом и развиваться. По словам господина Буракова, проекты строительства и модернизации инфраструктуры являются либо низкомаржинальными, либо имеют длительный срок окупаемости (прежде всего дорожной и социальной инфраструктуры). Проекты в этих сферах рискованные или сильно зависят от региональных властей. «Во всех трех случаях возникает тот самый тренд на то, чтобы инвестиции организовывали и привлекали государственные либо „окологосударственные“ структуры. Средства на развитие инфраструктуры стараются выдать дочерним обществам субъектов, потому как фактически это гарантия субъекта на деятельность этого общества. Это нормально — государственные деньги передаются под государственное же управление»,— говорит Алексей Бураков.
Понятные партнеры
Председатель комитета заксобрания по бюджету Елена Зырянова считает, что государство принимает участие в бизнес-проектах в ситуациях, когда частные инвесторы не заинтересованы в этом. Так, например, КРПК приобрела комплекс судозавода, или Пермский край стал собственником Пермского свинокомплекса. Частным инвесторам проект неинтересен, если он не приносит прибыли. Акционерные общества, находящиеся в государственной собственности, не всегда эффективны, обращает внимание собеседник. «Госструктуры инвестируют в такие проекты не заработанную прибыль, а бюджетные субсидии. Мы (депутаты регионального заксобрания.— „Ъ-Инвестиции“) принимали решение о внесении в уставный капитал Корпорации развития Пермского края субсидии из бюджета»,— замечает Елена Зырянова.
Юрист Акмаль Пана отмечает, что крупные инфраструктурные проекты обычно реализуют через госконтракты или государственно-частное партнерство. Властям проще заключить такие соглашения с подконтрольными компаниями. Несмотря на то что указанные общества являются коммерческими юридическими лицами, с ними проще взаимодействовать, накладывать ответственность, не нужно в случае срыва контракта разыскивать бенефициаров. «Другими словами — это понятные партнеры»,— говорит эксперт. По словам господина Пана, госкорпорации и их дочерние структуры обладают достаточными финансовыми ресурсами для реализации проектов. «К тому же такая форма реализации, как ГЧП, дает возможность не только реализовать инфраструктурный проект, но и эксплуатировать его, за что берется соответствующая плата, и государству лучше, чтобы эти деньги оставались у „дочки“ госкорпорации»,— считает Акмаль Пана.