«Зеленый» тренд оцениваем как долгосрочный
Левон Гарслян – об инвестиционных проектах «Метафракс групп»
«Метафракс групп», один из наиболее динамично развивающихся в России химических холдингов, в этом году завершает запуск в Прикамье комплекса «Аммиак – карбамид – меламин» (АКМ) стоимостью 1,2 млрд евро. О том, как меняется стратегия развития группы компаний в связи запуском нового производства, рассказал замгендиректора по стратегическому развитию и оценке инвестиционных проектов холдинга ЛЕВОН ГАРСЛЯН.
– В этом году «Метафракс групп» завершает на губахинской площадке пусконаладочные работы на комплексе АКМ – новом «сердце» холдинга. «Метафракс» станет не только крупнейшим отечественным производителем метанола и смол. Куда дальше будет развиваться группа компаний?
– В последние годы основной философией «Метафракса» было углубление переработки метанола. За счет сырьевой интеграции – метанола и формалина – развивали производство смол.
С запуском комплекса АКМ, а следом – и строительством второй установки меламина, группа увеличивает производственные мощности этого продукта до 80 тыс. тонн и становится крупнейшим производителем в РФ. Производство смол и метанола – это два базовых направления в нашей работе, здесь корректировки стратегии быть не может. «Метафракс» – «смоляная» компания №1 в России и Европе, и у нас есть амбиции оставаться ею. Для этого нужна сильная сырьевая база. Это комплекс АКМ и установки по производству метанола и формалина.
Развитие этих мощностей позволит «Метафраксу» расширить географию присутствия. При этом надо понимать, что смола – «капризный» продукт. Ее нельзя, как метанол, возить на несколько тысяч километров. Именно поэтому сейчас, например, мы рассматриваем возможность строительства смоляного завода в Хабаровском крае.
Переработка метанола – тоже стратегический приоритет. Есть продукты на его основе, которые сегодня в страну импортируются. Мы внимательно смотрим на эти ниши, ищем новые возможности для развития.
Безусловно, стратегия корректируется. Так, несмотря на углубление переработки, мы понимаем, что «Метафракс» не может сокращать присутствие на рынке метанола. Мы имеем безупречную репутацию. Но сохранять позиции крупнейшего поставщика, постоянно забирая во все больших объемах метанол на переработку, невозможно. Поэтому рассматривается возможность корректировки стратегии по этому направлению.
Четвертое направление развития группы – малотоннажная химия. Это пока новое для нас направление, но оно становится системным. Сейчас есть понимание, что на реализации одного-двух проектов в малотоннажной химии мы не остановимся. В перспективе группа думает о создании «малотоннажного» дивизиона, который бы управлял всеми подобными активами. Таким образом, у «Метафракса» будет дивизион смол, дивизионы крупной и среднетоннажной химии и дивизион малотоннажной химии.
В перспективе портфель бизнесов группы будет состоять из четырех основных направлений.
– А что сейчас имеет большую маржинальность – крупнотоннажная «валовка» или малотоннажная химия?
– Сейчас маржинальность примерно одинаковая, но еще три года назад продукты малотоннажной химии были более доходными. Цены на химические продукты меняются циклично. На примере метанола мы видели стоимость тонны и $800, и $150, а сегодня – $400.
Тем не менее продукты малотоннажной химии – более дорогие в производстве, соответственно маржинальность в них все выше и стабильнее базовой химии, и их производители в перспективе все равно получат большую доходность.
– Какие сейчас перспективные проекты в малотоннажной химии изучаются группой?
– Первый бизнес в этой сфере мы приобрели шесть лет назад в Австрии, на площадке, где производим смолы. Эти продукты использовались в различной индустрии: косметике, фармацевтике, пищевой промышленности. Бизнес нам понравился большей маржинальностью и тем, что он никак не был связан с основной на тот момент нашей производственной деятельностью. Мы тогда четко поняли: это диверсификация нашего бизнеса, он поможет нам справиться с волатильностью мировых рынков. Это то, что касается нашей философии – зачем нам малотоннажная химия.
Сейчас «Метафракс групп» развивает малотоннажные проекты, связанные с переработкой существующих продуктов. Например, смола. Наши клиенты, кроме нее, покупают еще много чего. И мы смотрим на сопутствующие технологии, изучаем их вплоть до конечного потребителя, пытаясь понять перспективы этой индустрии.
В России в основном фокусируемся на продуктах импортозамещения. И это не лозунг. Так проще выйти на рынок, где нет локальных производителей. Любая новая технология, новый продукт – это сложный проект для компании. Ты строишь то, чего еще не строил, производишь то, чего еще не производил, и выходишь на рынок, где ты ни разу не продавал. Поэтому, когда у тебя есть конкурентное преимущество в виде логистического плеча и отсутствия локальных производителей, ты имеешь больше шансов на успех, нежели более дорогие импортные производители.
Из конкретных примеров – сейчас нам интересно направление, связанное с агропромышленным сектором. Органика и биотехнологии имеют большую перспективу. В конце прошлого года «Метадинеа» подписала лицензионное соглашение и договор на базовое проектирование производственного комплекса продуктов малотоннажной химии с французской компанией Air Liquide Engineering and Construction. На площадке в Орехово-Зуеве планируется наладить выпуск биопропиленгликоля. Как раз продукт малотоннажной химии. Локальный производитель отсутствует.
Но больше всего нам в этом проекте понравилось то, что технология не просто дает результат в виде конкретного продукта, она еще экологичная: в качестве исходного сырья используется продукт органического происхождения. С точки зрения выбросов CO2 – это плюс. Сейчас смотрим не только чтобы был продукт хорош сам по себе, но чтобы и технология была именно передовой. «Зеленый» тренд оцениваем не как временное явление или хайп, а именно как долгосрочную историю, которая будет усиливаться. Если есть такие технологии, то ты будешь более конкурентоспособен.
В «Метафракс групп» еще есть как минимум два одобренных советом директоров проекта, но раскроем мы их позже.
– Где гарантия, что вы сможете произвести в России продукт с таким же качеством и отечественный покупатель, который сейчас импортирует его из-за рубежа, перейдет в стан ваших клиентов?
– Мы задаемся тем же самым вопросом перед началом каждого проекта. Для «Метафракс групп» вопрос качества – №1. Если его нет, то обсуждение не имеет смысла.
В вопросах качества нам сильно помогают сотрудники инженерно-технологического центра «Метафракс». Иногда они неделями проводят в дискуссиях с лицензиаром технологий, задают разные коварные вопросы. Кроме обещаний нам интересно, насколько передовая технология, какое будет на выходе качество, с кем можно контрактоваться. Группе очень помогает наличие площадки в Европе, ее специалисты знают, какой продукт наиболее передовой.
В химической промышленности цикл создания нового производства составляет не менее пяти лет – от идеи до запуска в эксплуатацию. Мне, как руководителю блока стратегии, недостаточно того, чтобы холдинг приобретал технологию, которая позволит только сегодня производить качественный продукт. Важно понимать, какое качество будет востребовано через пять лет у клиентов. А это еще более сложная задача.
Команда стратегии также активно на стадии анализа рынка обращается к потенциальным клиентам напрямую, чтобы понять их ожидания. Мы встречаемся, ездим к нашим будущим клиентам и пытаемся понять, какие у них боли сегодня и какой может быть наша ценность как локального производителя.
У «Метафракса» есть конкурентные преимущества, из которых складываются успешные продажи. Первое – качество. Второе – цена. Третье – близость к потребителю. Четвертое – надежность. Границы могут закрыться по любым причинам, например из-за пандемии. Но наш потребитель знает, что есть российский производитель. Наша репутация, которой мы очень дорожим и которую нарабатывали десятилетиями, сильно помогает при общении с клиентами. Пятое преимущество – гибкость. Одно дело, когда тебе нужно партию из Европы привезти. Лучше это сделать один раз в год и забыть. А другое дело – когда поставщик в нескольких сотнях километров и может поставлять тебе нужные объемы, да еще и на складе запас держать.
– «Метафракс групп» создал рабочую группу по внедрению в деятельность принципов ответственного инвестирования, или устойчивого развития, ESG (Environmental, Social, Governance), ESG – это совокупность характеристик вовлечения компании в решение экологических, управленческих и социальных проблем. Какие планы относительно этих принципов?
– «Метафракс групп» уже давно работает в философии ESG. Особенно это заметно в сфере экологии. «Метафракс» – это химическое производство и градообразующее предприятие во всех точках своего присутствия. Мы несем ответственность за все окружающее. Один из примеров нашего стремления к принципам ESG – строительство комплекса АКМ. «Метафракс групп» таким образом интегрировал установку метанола с новым комплексом, чтобы газы уходили не в воздух, а на производство карбамида. С запуском количество выбросов CO2 сократим в два раза. Это была идея 2016 года, когда про принципы ESG в мире мало кто знал. Рабочую группу создали только сейчас, потому что поняли, что тема ESG более широкая и ею необходимо заниматься более системно.
– Как вы подбираете людей в команду? Кто вам лучше подходит – менеджеры, имеющие опыт, из частного бизнеса или из госкорпораций?
– Все зависит от конкретной задачи, единого рецепта нет. В нашей команде есть специалисты, большую часть своей карьеры посвятившие химии. Но есть и менеджеры, химией не занимавшиеся вовсе, но обладающие умением быстро вникать в новые сферы. Что касается меня, то я убежденный generalist, то есть сторонник управленцев широкого профиля.
Но это ни в коем случае не значит, что мы игнорируем индустриальную экспертизу. Она критически необходима, и во всех наших проектах мы ее обязательно привлекаем, обращаясь к нашим коллегам, имеющим колоссальный опыт работы в химической промышленности.
Для нас также очень важно, чтобы человек подходил нам ценностно, своими убеждениями, так как это необходимо для построения долгосрочных отношений в команде.