Из варяг в греки
Российские губернаторы начали эмигрировать из Instagram в Telegram
На фоне военной операции на Украине российские губернаторы стали активнее поддерживать политику Кремля в социальных сетях. Это приводит к цензуре их публикаций со стороны западных интернет-площадок. Так, наиболее популярный у глав регионов Instagram скрыл пост тамбовского руководителя Максима Егорова, в котором он повторил тезис президента РФ о геноциде жителей Донбасса. В ответ господин Егоров сразу завел Telegram-канал. Другие губернаторы тоже массово регистрируются в мессенджере Павла Дурова. Эксперты считают это оправданным, но сомневаются, что этот сервис сможет обеспечить аналогичную эффективность коммуникации с населением.
Авторские каналы в Telegram за последние несколько дней завели руководители сразу десяти регионов:
- врио главы Тамбовской области Максим Егоров,
- псковский губернатор Михаил Ведерников,
- иркутский Игорь Кобзев,
- калининградский Антон Алиханов,
- липецкий Игорь Артамонов,
- амурский Василий Орлов,
- севастопольский Михаил Развожаев,
- пензенский Олег Мельниченко,
- орловский Андрей Клычков,
- ямальский Дмитрий Артюхов.
Все они объясняют этот шаг проблемами в работе Instagram (25 февраля Роскомнадзор приступил к замедлению трафика Facebook, который вместе с Instagram входит в холдинг Meta) и возможной цензурой со стороны американской площадки.
Опасения губернаторов, похоже, не напрасны. 26 февраля Максим Егоров опубликовал в Instagram пост о поддержке политики президента Владимира Путина. «Спецоперация — единственная возможность для России обеспечить безопасное будущее для своих граждан, всего русскоязычного населения как на территории Донбасса, так и Украины. Защитить от бомбежек и геноцида»,— написал губернатор, сопроводив публикацию хештегом #Zамир. Однако это сообщение сразу было помечено как «ложная информация» и скрыто от показа пользователям.
Согласно пояснению Instagram, утверждение автора поста содержит «пропаганду Кремля», фактчекинг которой якобы провел грузинский проект «Факт-Метр»: «Ни один факт не утверждает, или показывает на то, что военные действия в Донбассе являются геноцидом. Для того, чтобы считать происходящее геноцидом обязательным компонентом является доказательство того, что у Правительства, или группы, который, якобы устраивает геноцид, есть намерение истребления. Такого намерения (со стороны Украины.— “Ъ”) Россия никогда не подтверждала» (орфография и пунктуация сохранены).
В ответ Максим Егоров заявил, что «нашу страну и ее жителей пытаются вывести из равновесия», и не исключил полной блокировки своих аккаунтов в Instagram и Facebook. В связи с этим он выбрал «хорошую альтернативу» для информирования населения и завел Telegram-канал, сообщил губернатор: «Наше общение в социальных сетях — это очень важная обратная связь». Правда, пока жители области не могут полноценно коммуницировать с главой региона через мессенджер: возможность комментирования его постов закрыта.
Instagram сейчас является самой популярной соцсетью у российских губернаторов: по подсчетам “Ъ”, там ведут странички 77 глав регионов. Впрочем, практически все они имеют зеркальные аккаунты и на других площадках, в том числе и в Telegram.
Эксперт близкого к администрации президента ЭИСИ Дарья Кислицына считает, что риски прекращения работы Instagram и Facebook в России действительно возросли.
По ее оценке, наряду с сетями «ВКонтакте» и «Одноклассники» Instagram входит в число наиболее важных площадок для коммуникации губернаторов с населением: «Но две из них отечественные, и таких рисков там нет». «Подстраховку» в Telegram эксперт считает обоснованной, так как мессенджер Павла Дурова тоже считается отечественной площадкой: «Большинству граждан нужна коммуникация именно с их губернатором. В этом плане Telegram удобен».
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов напоминает, что раньше Telegram считался куда более «подозрительной» площадкой и его даже пытались заблокировать. А Instagram имел сразу несколько преимуществ: «Это и разная аудитория, в том числе аполитичная, которую можно привлекать картинками, подачей, и возможность вести диалог. Еще недавно он был на восходящем тренде и нравился администрации президента». По мнению эксперта, в этом плане Telegram проигрывает, потому что ориентирован на текстовую информацию: «Там есть масса неполитических сегментов, но все же он для тех, кто живет в эпохе текстов, а таковы далеко не все».