Санкции ударили по металлу
Экспорт «Северстали» в Европу остановился
Как и предполагал “Ъ”, среди новых фигурантов черного списка ЕС наиболее пострадавшим пока выглядит Алексей Мордашов. Так, «Северстали» уже пришлось остановить экспорт в Европу, где компания получает более трети выручки. Полностью перенаправить эти объемы на другие рынки, по данным “Ъ”, невозможно. Те же проблемы ждут деревообрабатывающую «Свезу». Собеседники “Ъ” полагают, что вывести активы из-под санкций господин Мордашов может, передав контроль и управление другим лицам.
«Северсталь» столкнулась с отказом европейских клиентов от закупок своей продукции из-за санкций в отношении основного владельца металлургической компании Алексея Мордашова. Он, как и ряд других российских бизнесменов, топ-менеджеров госкомпаний и чиновников экономического блока, 28 февраля попал в обновленный санкционный список ЕС. Это означает заморозку средств и активов в ЕС. Господин Мордашов контролирует 77,03% «Северстали», при этом у компании нет активов в Европе. Там заявили, что «изучают варианты».
Адвокат АБ «S&K Вертикаль» Наталья Касаткина говорит, что санкции ЕС предусматривают запрет на любое экономическое взаимодействие как с лицом, попавшим под санкции, так и с подконтрольными ему компаниями. Таким образом, утверждает юрист, хотя сама «Северсталь» не попала в санкционный список, предоставление ей, а также иным структурам, подконтрольным господину Мордашову, экономических ресурсов (поставка или закупка товаров и услуг, финансирование) рассматривается как косвенное предоставление экономических ресурсов самому лицу, попавшему в черный список.
Европейский рынок важен для «Северстали», которая поставляет туда 2,5 млн тонн металла и получает 34% всей выручки — $3,9 млрд.
По словам источника “Ъ” на рынке, компания встанет перед необходимостью переориентации экспорта на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию, однако есть риск, что весь объем перенаправить не получится.
В таком случае «Северсталь» может пойти на снижение цен для борьбы за долю на рынках. Также потенциально санкции могут поставить окончательную точку в проекте «Северстали» с итальянской Tenaris по строительству завода по выпуску труб OCTG в ХМАО. Проект и без того был приостановлен.
Золотодобывающая компания господина Мордашова Nordgold также не имеет активов в Европе. Компания работает в России, Африке, Казахстане и Канаде. Как правило, российские золотодобывающие компании продают золото коммерческим банкам. С 28 февраля ЦБ возобновил закупки золота на внутреннем рынке.
Попал под санкции вместе со своим акционером и другой актив Алексея Мордашова, входящий в «Севергрупп» крупнейший в мире производитель березовой фанеры «Свеза», выпускающий также ДСП- и ЛДСП-плиты (1,3 млн кубометров в 2021 году). Там не стали комментировать ситуацию. Источники “Ъ” уточняют, что пока в компании разбираются в наложенных санкциях. По данным аналитика WhatWood Игоря Новоселова, за рубеж уходит около 70% (830 тыс. кубометров) производимой компанией фанеры, а на Европу приходится половина экспорта (около 400 тыс. кубометров на $280 млн).
В конце прошлого года ЕС уже ввел антидемпинговую пошлину в размере 11,4% против фанеры «Свезы», но поставки продолжались, хотя часть продукции была переориентирована в Азию. Директор по взаимодействию с госорганами компании Борис Френкель пояснял в середине 2021 года, что технической и сырьевой базы для самообеспечения фанерой в Европе нет. Источники “Ъ” полагают, что полный уход «Свезы» с рынка станет катализатором для резкого роста цен в ЕС, тогда как компания сможет переориентировать объемы на азиатские рынки, как делала это в разгар пандемии и локдаунов.
Один из собеседников “Ъ” отмечает, что, скорее всего, Алексей Мордашов передаст контроль в своих активах другим лицам: так, прежде он уже передавал своим сыновьям доли в Nordgold и TUI, но в декабре 2021 года вернул пакеты обратно.
Однако партнер юридической компании a.t.Legal Павел Ганин полагает, что передача сыновьям не избавит компанию от влияния санкций, поскольку в силу родственной связи платежи в пользу «Северстали» также могут быть определены как используемые в интересах подсанкционного лица. Избежать блокировки, полагает юрист, можно путем выхода лиц, попавших в черный список, из органов управления компании: таким путем пошли акционеры Альфа-банка Михаил Фридман и Петр Авен.