Телевизор вместо обеда
Москвичи отменяют походы в рестораны
Трафик ресторанов Москвы с начала военных действий на Украине сократился в среднем до 60%. Вместо этого жители столицы пошли в торгцентры, где поток посетителей за неделю вырос на 7% год к году. Они покупали впрок импортную бытовую технику и одежду, которые могут стать недоступными для россиян уже в ближайшей перспективе.
Трафик в ресторанах Москвы с 24 февраля по 1 марта упал до 60%, рассказали “Ъ” в заведениях общепита. Владелец White Rabbit Family Борис Зарьков говорит, что посетителей стало на 10–60% меньше в зависимости от сегмента, а выручка сократилась на 20–70%. Владелец Restaurants by Emin Agalarov Эмин Агаларов уточняет, что посещаемость упала до 50%. Владелец сети «Мясо & рыба» Сергей Миронов отмечает, что к 28 февраля трафик в ресторанах упал до 40% от исходного уровня. Он уверен, что поход в ресторан для россиян в нынешней ситуации неуместен.
Борис Зарьков считает, что из-за финансовой неопределенности даже те, кто продолжает ходить в заведения, сокращают траты.
К тому же, добавляет господин Миронов, «платежеспособная публика улетела в теплые страны пережидать панику». Зато вырос поток посетителей фастфуда. В Burger King сообщили “Ъ”, что сеть в последнюю неделю зафиксировала двузначные темпы роста выручки и трафика по сравнению с тем же периодом 2021 года.
С потерей трафика столкнулась и бьюти-индустрия. Совладелица сетей «Бигуди» и «Лаки Like» Лялья Садыкова говорит, что на прошлой неделе трафик салонов красоты был стабилен, но уже с понедельника клиенты стали отменять записи, а количество новых сократилось в пять раз. Такая ситуация «нетипична для начала марта». По словам учредителя салона красоты «Модный стриж» Веры Макеровой, глубина записи клиентов перед праздником в сети оказалась меньше обычного. Владелец сети TopGun Алексей Локонцев пока не заметил падения трафика, но ожидает этого в ближайшее время.
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов считает, что падение спроса на услуги общепита и салонов красоты кратковременно, а в дальнейшем трафик в этих отраслях будет расти за счет низкой импортной составляющей и снижения доступности альтернативных развлечений.
В любом случае рестораторы уже готовятся к оптимизации расходов.
Партнер сети «Моремания» Артем Ломизе говорит, что в случае развития негативного сценария количество смен персоналу придется урезать. Борис Зарьков также планирует договариваться с собственниками помещений о скидках на аренду.
Посещаемость торгцентров даже растет: 21–27 февраля показатель Mall Index (отражает посещаемость на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве был выше аналогичной недели прошлого года на 7,6%, в Санкт-Петербурге — на 7%. Отрыв от докризисного 2019 года нивелировался с 20–30% до 15% и 8,8% соответственно. Алексей Ванчугов зафиксировал прирост трафика в торгцентрах за неделю в 26%. Этот тренд руководитель направления исследований и консалтинга Focus Михаил Васильев связывает с нервозностью на фоне обострения геополитической обстановки и падения рубля: россияне могли активнее ходить в магазины электроники и непродовольственных товаров.
Алексей Ванчугов считает, что повышенный поток посетителей в торгцентрах может кратковременно способствовать высоким продажам одежды. Гендиректор сети универмагов «Стокманн» Геннадий Левкин, напротив, в выходные дни зафиксировал падение трафика и выручки на 10–15%. Президент Baon Илья Ярошенко говорит, что трафик и выручка сети увеличились, что связано с приходом новой коллекции. Кроме того, считает он, покупатели бросились тратить обесценившиеся рубли.
В ситуации роста цен и предстоящих ограничений импорта, полагает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, потребители спешат купить одежду и обувь зарубежного производства, которые, «вероятно, будут недоступны уже в ближайшей перспективе».