Кино меняет угол обзора
Как ограничения отразятся на российских кинотеатрах и зрителях
Каннский фестиваль отказался принимать российскую делегацию в 2022 году. Как говорится в заявлении организаторов, это решение будет действовать до тех пор, пока «нападение не закончится на условиях, которые удовлетворят украинский народ». До этого выпускать фильмы в российский прокат последовательно отказались пять голливудских компаний — The Walt Disney Company, Warner Bros., Sony Pictures Entertainment, Paramount Pictures и Universal Pictures. Также об отзыве лицензий на свой контент в России сообщила BBC Studios. Чем грозят эти решения для российской киноиндустрии? И что теперь будут смотреть киноманы? Расскажет Лилия Галявиева.
В первой половине 2021 года отечественные фильмы пошли на рекорд и едва не отвоевали у зарубежных проектов половину рынка. Но по итогам года на Sony Pictures Entertainment, Paramount Pictures, The Walt Disney Company и Warner Bros. все равно пришлось 70% всех киносборов. А из-за «голливудских санкций», как их прозвали в профессиональном сообществе, кинотеатры только в марте не досчитаются 5 млрд руб.
Теперь слово за независимыми дистрибуторами: если они поддержат мейджеров, то российский кинопрокат окажется на грани жизни и смерти, говорит главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев: «Если выпуск картин на российские экраны не возобновится, мы услышим очень печальные новости про то, что кинотеатры начинают закрываться. Что будет с независимыми компаниями? Если и они откажутся, то можно говорить о том, что российский кинопрокат не просто стоит на грани пропасти, а фактически уже в эту пропасть летит».
Выбор американские студии будут делать и делали явно руководствуясь не только этическими соображениями, убеждены собеседники “Ъ FM”. Уход с российского рынка не грозит голливудским компаниям практически ничем, отмечает генеральный директор российского представительства компании Comscore Роман Исаев: «Россия для мировой киноиндустрии — песчинка. 2019 год стал последним хорошим годом для голливудского проката в России, когда выручка составляла 2% от общего международного бокс-офиса. Поэтому я абсолютно уверен, что на фоне происходящих событий пожертвовать 2% — легкий и незначительный шаг».
Скорее всего, в ближайшее время из западного проката тоже исчезнут российские фильмы, как и со стримингов. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», Netflix уже заморозил четыре проекта, которые производил совместно с отечественными студиями.
Впрочем, вряд ли это обернется большими потерями для индустрии, уверен главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов: «Фильмов явно будет меньше. Можно ожидать роста российских картин на китайском рынке и в других развивающихся странах, в первую очередь Латинская Америка. Хотя эта страна тоже находится под сильным влиянием США, поэтому не совсем понятно, как они дальше будут себя вести».
Российские киностудии от ограничений даже могут выиграть, учитывая, что конкуренции у них практически не будет. Но успех зависит от продвижения, говорят эксперты. А вот с этим могут возникнуть проблемы: из-за обрушения рубля инвесторы попытаются запускать в производство много проектов сразу. От этого, скорее всего, снизится качество, в том числе и рекламы, признают продюсеры.
Еще больше от санкций страдает авторское кино, для которого теперь закрыты фестивали и которое окажется на распутье, убежден кинокритик портала The City Егор Москвитин: «Теперь производители фильмов вынуждены выбирать, выступают ли они независимо от государства, получая шанс на фестивальную судьбу, а именно там определяется, будет ли у картины прокат в других странах, купит ли ее стриминг».
Другая сторона санкций — увеличение пиратского рынка. Сейчас востребованность нелегального стриминга может вырасти в полтора, а то в два раза, продолжает Егор Москвитин:
«Есть огромный риск, что то кино, которое не будет попадать в российские кинотеатры, станет доступно для зрителей в интернете, как это было в начале XXI века.
Тогда возникло огромное количество студий переводов, а все мы сидели на торрентах. Такое развлечение будет удерживать зрителей дома».
Единственная надежда представителей киноиндустрии, что ограничения не продлятся долго. Все-таки отечественный рынок, по словам продюсеров и критиков, до сих пор считался одним из самых быстрорастущих.