Бойкот избирательный или тотальный
Андрей Плахов о культурной политике
События последних дней резко изменили вектор международной кинополитики и кинобизнеса, внесли решительные коррективы в развитие фестивального движения. Россия оказалась прицельным объектом критики и культурных санкций.
Первая инициатива пришла от Украинской киноакадемии, огласившей целый ряд призывов. К международным фестивалям — не допускать к участию российские фильмы, «само присутствие которых создает иллюзию причастности России к ценностям цивилизованного мира». К Совету Европы — исключить Россию из Eurimages, Европейского фонда поддержки совместного кинопроизводства и проката и расторгнуть все соглашения о копродукциях. К FIAPF, Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров,— лишить Московский международный кинофестиваль ее аккредитации. К продюсерам и дистрибуторам — не передавать права интеллектуальной собственности на какие-либо фильмы на территорию Российской Федерации.
С аналогичным письмом выступила украинская секция ФИПРЕССИ, призвавшая киножурналистов и кинокритиков не принимать участия в фестивалях и других культурных событиях, проводимых в России. Параллельно российские кинокритики, многие из которых входят в ФИПРЕССИ и экспертный совет кинопремии «Белый слон», в принятом документе солидаризировались со всеми, кто требует «прекратить военную агрессию на Украине».
Главный офис ФИПРЕССИ, расположенный в Мюнхене, опубликовал заявление, в котором говорится: «В это время человеческих катастроф наши мысли и чувства с нашими украинскими друзьями и коллегами и их семьями. У ФИПРЕССИ есть члены в обеих странах, на Украине и в России. Мы также видим и ценим, что российские коллеги осмеливаются открыто выступать против политики своего президента. Пока продолжается эта война, ФИПРЕССИ не будет участвовать в фестивалях и других мероприятиях, организуемых правительством России и его ведомствами».
Со специальным заявлением выступил крупнейший в мире Каннский фестиваль. Вот выжимка из опубликованного им текста: «Если наступательная война не закончится на условиях, которые удовлетворят украинский народ, мы не будем приветствовать официальные российские делегации и не допустим присутствия на фестивале кого-либо, связанного с российским правительством. Однако мы хотели бы воздать должное мужеству всех тех в России, кто рискнул выразить протест против нападения и вторжения на Украину… Верный своей истории, которая началась в 1939 году в сопротивлении фашистской и нацистской диктатуре, Каннский фестиваль всегда будет служить художникам и профессионалам индустрии, которые поднимают свой голос, чтобы осудить насилие, репрессии и несправедливость…»
Как видно из этого текста, речь идет об избирательном, а не тотальном бойкоте. Солидарность с Украиной — очевидная доминанта поведения международных культурных институций, но о тактике и способах воздействия на российскую власть развернулись дискуссии. Вот, например, точка зрения одного из авторитетных членов ФИПРЕССИ: «Будем ли мы когда-нибудь бойкотировать США, Канаду, Францию или Швецию за производство и продажу оружия? Зачем наказывать мирных людей, совершающих позитивные поступки? Это только ослабляет интеллигенцию и художников против их властей. Кроме того, культурный бойкот целой страны никогда не давал желаемых результатов». В качестве аргумента в подобных спорах приводится Иран, подвергнутый экономическим санкциям, но широко и успешно представлявший свои фильмы на международных фестивалях. Кроме того, крупнейшие фестивали, и прежде всего Каннский,— это не соревнования стран по типу спортивных, а смотры работ авторов, многие из которых создавали гуманистические свободолюбивые фильмы даже в условиях авторитарной цензуры.
В кампанию по поддержке Украины включилась Европейская киноакадемия. Ее директор Маттиас Вутер Кнол выразил солидарность с украинцами, включая 61 кинематографиста—члена академии. Но форма выражения этой солидарности вызвала резкий протест у режиссера Сергея Лозницы, заявившего даже о своем выходе из академии. С гневной иронией он прокомментировал слова Кнола о том, что «вторжение на Украину сильно беспокоит нас», а «ежедневное нарастание напряженности влияет на жизнь и здоровье кинематографистов, моральный дух и творческую работу». Лозница назвал эти формулировки «позорными», свидетельствующими о том, что академия боится «назвать войну войной, осудить варварство». В открытом письме режиссера говорится: «Вы заявляете, что в ваших рядах 61 украинский член. Что ж, на сегодняшний день их всего 60… Больше не может быть сомнений в одном: Европейская киноакадемия была создана в 1989 году для того, чтобы спрятать голову в песок и уклониться от катастрофы, которая происходит в Европе».
Тем не менее тот же самый Сергей Лозница отправил другое письмо в журнал Variety. В нем сказано, что «многие друзья и коллеги, российские кинематографисты, выступили против этой безумной войны». Поэтому автор письма не согласен с призывами запретить российские фильмы как таковые.
Позднее было обнародовано новое обращение Европейской киноакадемии. «Академия решительно осуждает войну, начатую Россией,— суверенитет и территория Украины должны уважаться»,— говорится в нем. Академия также сообщает о своем решении исключить российские фильмы из претендентов на Европейскую кинопремию этого года.