Учителям прислали ответы
Минпросвещения предлагает объяснить школьникам ситуацию на Украине
Министерство просвещения «рекомендовало» российским школам провести в эти дни специальный урок истории. Его цель — «сформировать» у старшеклассников «адекватную позицию по вопросу проведения Вооруженными силами специальной миротворческой операции». Учителя должны разъяснить школьникам, что боевые действия на территории Украины ведутся «для защиты Донецкой и Луганской народных республик». В методичке перечислены причины ввода войск на Украину — это расширение НАТО и «подступы» блока к границам России, угроза ядерной войны, а также «неприкрытая русофобия» и «фашизм» даже в строчках украинского гимна. Авторы документа, среди прочего, предлагают учителям ссылаться на Льва Толстого.
Российские школы получили методические рекомендации о проведении урока «Моя страна», темой которого должна стать «специальная военная операция» на территории Украины. Об этом «Ъ» рассказали несколько учителей сразу из разных регионов. Они предоставили документ, который, по их словам, пришел в школы из Минпросвещения.
В документе излагается официальная точка зрения Кремля на ситуацию в стране, которую учителям предлагается объяснить ученикам средних и старших классов «понятным языком». Во «вступительной части» материалов, которые получили учителя Подмосковья, говорится, что в 2014 году на Украине произошел «государственный переворот, антиконституционный и кровавый», однако часть жителей Крыма и Донбасса его не приняли. «По волеизъявлению населения были сформированы две независимые республики — ДНР и ЛНР,— говорится в методичке.— С этого момента началось противостояние киевских властей и людей, проживающих на этой территории. Россия предпринимала и предпринимает до сих пор усилия, для того чтобы решить все сложные и трагические моменты развития событий мирным путем, но, к сожалению, ни власти Киева, ни западное сообщество не выполняют ранее заключенных договоров. И более того, наращивают военную мощь Украины, помогая вооружением, специалистами и разворачивая информационные кампании по разжиганию антироссийской политики».
По сценарию урока после вступительного слова школьники должны посмотреть отрывки из выступления президента Владимира Путина утром 24 февраля. После этого предполагается раунд вопросов, которые школьники могут задать учителю.
Что отвечать, учитель может узнать из документа.
- Так, на вопрос: «Это война с Украиной? Можно ли было обойтись без нее?» — предлагается ответить детям, что «идет не война, а специальная миротворческая операция», цель которой — «защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима».
- В ответ на вопрос: «Почему идут военные действия?» — школьникам предлагается рассказать, что расширение НАТО и его инфраструктура на подступах к границам России являются угрозой. «Есть печальный опыт Ирака, Ливии и Сирии,— говорится в методичке.— Кроме того, Украина может создать ядерное оружие. При нынешней власти в этой стране это прямая угроза России» (см. “Ъ” от 1 марта).
- Если же старшеклассники зададут вопрос о том, можно ли было обойтись без военных действий, то учителя должны ответить так: «Восемь лет, бесконечно долгих восемь лет мы делали все возможное, чтобы ситуация была разрешена мирными, политическими средствами. Терпеть все это было уже просто невозможно. Необходимо было немедленно прекратить этот кошмар — геноцид в отношении проживающих там миллионов людей, которые надеются только на Россию».
- При этом педагоги должны объяснить школьникам, что в планы России не входит оккупация украинских территорий, поскольку «в основе нашей политики — свобода, свобода выбора для всех самостоятельно определять свое будущее и будущее своих детей».
Учительнице подмосковной школы, которая предоставила «Ъ» этот документ, сообщили, что решение о проведении урока было принято по итогам встречи директоров школ с региональным министром образования. Из сообщения следовало, что такие уроки должны были стартовать уже в понедельник — вместо занятий по обществознанию или истории. Впрочем, по словам учительницы, сотрудники школы уточнили в личном разговоре, что это рекомендации, «а не принудиловка». В минобразования Подмосковья не ответили на запрос «Ъ». В департаменте образования Москвы «Ъ» заявили, что инициатива проведения уроков в государственных образовательных организациях города «продиктована запросами от общества, наших учеников»: «В информационном потоке даже взрослому весьма сложно выявить истину, отсечь откровенные фейки и провокации. Поэтому принято решение поговорить с ребятами на волнующие темы в рамках урока в старшем и среднем звене, прежде были проведены встречи с учителями, методистами города подготовлены материалы к урокам, которые могут использоваться учителями при обсуждении ситуации в Украине».
В Дагестане уроки обществознания на тему: «События на Украине» или «Беседа о важном» прошли уже в понедельник. Методические рекомендации были аналогичны тем, что получили подмосковные учителя. Дополнительно учителям предлагают рассказать школьникам, что после распада СССР Россия всегда помогала Украине — «в общей сложности это около 300 миллиардов долларов». «Вскоре мы поняли: что-то идет не так,— говорится в методичке.— Все больше среди украинской молодежи становилось тех, кто открыто презирал, оскорблял Россию и русских, ошельмовывал наше общее прошлое, издевался над героями Великой Отечественной войны. Наверное, все вы слышали о популярном среди украинской радикальной молодежи лозунге "Москалей на виселицы" — ошеломляющие слова!». В качестве причины этих «бесчинств» в документах называют стихотворение, которое легло в основу гимна Украины. «Стихотворение, которое легло в основу гимна Украины, содержит и другие слова, которые почти не знают у нас, но, к несчастью, хорошо усвоили многие на Украине,— говорится в методичке.— В этих строках русские называются “москалями погаными”. Там звучит совершенно неприкрытый призыв к ненависти и к борьбе со всеми русскими — имеются в виду все граждане Российского государства. Представляете, такие слова в государственном гимне? Это ничто иное, как фашизм!».
Учителя Приморского края получили сообщение о том, чтобы «рассмотреть возможность» организовать урок «Моя страна». На вопросы предлагается отвечать уже самим школьникам — скажем, назвать примеры из истории и литературы, связывающие Украину и Россию. Также учащимся предлагают перечислить страны—соседей России и объяснить значение слова «добрососедство». Помимо этого, школьников просят ответить на вопрос, как они понимают «слова "антироссийский путь" Украины».
В качестве домашнего задания учеников просят «опираясь на материалы, изученные на уроке» написать заметку в блог, «адресованную своим ровесникам с Украины».
Преподаватель в одной из школ рассказал «Ъ», что пока такие уроки не проводились, а если их заставят провести, то он «готов уволиться».
Министерство образования Приморского края «Ъ» подтвердило, что на уроках истории и обществознания в средних и старших классах «отводят время ответам на вопросы о специальной миротворческой операции на Украине, проводимой нашими Вооруженными силами». «Во время подобных уроков школьники узнают о том, почему Россия и Украина являются частями единого духовного, исторического и культурного пространства, какие общие культурные традиции есть у наших народов, разбирают подтверждающие перечисленные тезисы примеры из истории и литературы»,— говорят в минобразования края. Там добавили, что специальные рекомендации «о том, как это делать правильно, разработаны в Министерстве просвещения РФ».
Отметим, авторы методички, в частности, предлагают учителям ссылаться на творчество убежденного пацифиста Льва Толстого. Например, на его сказку про умирающего отца, который завещал детям собрать несколько прутиков в пучок — после чего их невозможно было сломать. После этого следует ряд примеров из истории России, Украины и Белоруссии — в частности, из истории СССР.
Федеральное образовательное ведомство направляло такие рекомендации во все школы России, подтвердила «Ъ» вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина, ответственная за образование, а также начальник управления образования Якутска Алексей Семенов. «У нас пока такие уроки не ведутся, ведь это сложный вопрос, в котором плутают даже некоторые взрослые,— говорит Алексей Семенов.— Если делать материал, то он должен быть полным, понятным для усвоения и не противоречивым». Господин Семенов отметил, что методологическое объединение учителей истории и обществознания Якутии работает над уроком, после чего он может быть проведен. Предположительно, «Уроки мира» начнутся 3 марта.
В департаменте общего образования Томской области сообщили, что направили рекомендации о «проведении воспитательного мероприятия» о событиях на Украине во все школы региона. По словам начальника департамента Ирины Грабцевич, это связано с большим количеством «информации в соцсетях, часто сомнительного и провокационного содержания». «Важно научить детей правилам, которые помогут осмысленно воспринимать информацию, проверяя ее в официальных достоверных источниках»,— сказала она, отметив, что «речь идет о психологическом здоровье наших детей».
В пресс-службе министерства образования Красноярского края «Ъ» сообщили, что в регионе планируется проведение «урока, посвященного истории, а не ситуации на Украине». «Это будет урок истории, связанный с историческими границами, чтобы дети понимали, что происходит на сегодняшний день. В свете последних событий в интернете появляется очень много разной информации, и не вся эта информация может быть правильно понята и отфильтрована детским мозгом»,— уточнили в пресс-службе ведомства.
Педагоги ряда школ Крыма и Севастополя подтвердили «Ъ», что учителя «получили задачу» провести открытый урок, разъясняющий мотивы и позицию России по отношению к военной спецоперации на Украине. По словам учителей, методические задания и материалы для мероприятия они уже получили и должны провести его в ближайшее время.
Как сообщили в министерстве региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области, уроки по военным действиям на Украине проходят во всех школах для учеников с 6 по 11 класс. В Воронеже планируется провести уроки, посвященные происходящему на Украине, подтвердил собеседник «Ъ» в местной власти. В саратовском министерстве образования сказали, что 3 марта будет Всероссийский урок по истории ДНР и ЛНР, который пройдет в час дня по местному времени. Из пяти казанских школ, опрошенных «Ъ», только в одной подтвердили проведение специальных уроков по методическим пособиям. В МБОУ «СОШ №39» рассказали, что урок с разъяснением ситуации на Украине провели уже в понедельник — и отправили в вышестоящие инстанции отчет о мероприятии. Как уточнили в школе, поручение поступило от Министерства просвещения России.
В ведомстве с понедельника на запрос «Ъ» не ответили. «В ответ на повышенную заинтересованность учащихся о роли и важности предпринимаемых нашей страной действий все регионы выстроили образовательный процесс таким образом, чтобы у школьников была возможность найти ответы на свои вопросы и получить достоверные знания о сути происходящего»,— объяснили после выхода текста в ведомстве необходимость проведения подобных уроков.
В среду также Минпросвещения анонсировало на 3 марта открытый урок «Защитники мира», посвященный «освободительной миссии на Украине». «Во время открытого урока зрителям подробно расскажут предысторию сегодняшних событий и объяснят, какую опасность представляет НАТО для нашей страны. Урок также поможет разобраться в том, как отличить правду от лжи в потоке информации»,— говорится в заявлении министерства.