Вино разливают по курсу
Поставщики импортного алкоголя предупредили уральских бизнесменов о росте цен на 30%
Поставщики импортного алкоголя начали предупреждать уральских рестораторов об остановке отгрузки продукции. Стоимость новых поставок алкоголя в магазины и рестораны региона будет дороже на 15–30%. Участники рынка отмечают, что вслед за импортной продукцией подорожает и вино российских производителей. По мнению экспертов, в среднем цены для потребителей вырастут на 25%.
Компании, занимающиеся поставками импортной алкогольной продукции, временно остановили отгрузки, сообщили «Ъ-Урал» несколько уральских рестораторов. «Многие остановили, особенно крупные. Продолжила отгружать лишь маленькая часть. Сегодня я узнал, что Simple отгружает тоже (крупный импортер и дистрибутор алкогольной продукции Simple Group.— «Ъ-Урал») с повышением цены в среднем около 15%. Сейчас все напряженно, все ждут какого-то дефицита алкоголя»,— рассказал «Ъ-Урал» владелец «Реста Менеджмент» («Паштет», «СтейкХаус», Gavi и другие заведения) Олег Флеганов.
Из-за резких скачков курса евро 28 февраля появились сообщения, что со стороны импортера тихих вин Luding Group и компании Simple Group приостанавливаются поставки алкоголя. Но 1 марта Luding Group заявила о возобновлении поставок российским клиентам.
О перебоях в работе с поставщиками рассказал и ресторатор Валентин Кузякин («Сойка», «Гастроли», «Гады, крабы и вино»): «Сначала сказали, что поднимут цены, потом — что приостановили отгрузки, потом — ждите на следующей неделе повышенный прайс на 30%. Многие остановили отгрузки. Говорят, что через неделю поставки возобновятся по новым ценам, и сразу возникает вопрос, а сможет ли потребитель позволить себе эти новые цены, и готовы ли потребители по старым ценам сегодня что-то покупать, потому что всем сейчас тревожно»,— рассказал «Ъ-Урал» господин Кузякин.
Об удорожании импортных вин минимум на 30% поставщики предупредили и ритейлеров. «Все новые поставки будут в пересчете на новые цены»,— прокомментировал «Ъ-Урал» владелец уральской сети магазинов «Елисей» и «Елисейский» Александр Оглоблин.
Совладелец винотек и баров Семен Соловьев считает, что цены в среднем вырастут на 20%. «Есть потенциальная возможность, что часть европейских брендов вообще не готова будет поставлять продукцию. Хотя бы потому, что для них в данный момент приоритетен другой рынок»,— отметил господин Соловьев, пояснив, что речь идет не о «массмаркете», а о более дорогой алкогольной продукции.
По словам участников рынка, вслед за выросшей ценой на импортную продукцию поднимется цена и на вина российских производителей. И даже при условии, если уральцы отдадут предпочтение отечественному вину, то количества российских брендов недостаточно для того, чтобы сделать ассортимент винотек и винных баров разнообразным.
«Если подорожает европейское вино, то и российское подорожает синхронно — не будет никакого дешевого российского вина. Оно и так на самом деле дорогое, если брать хороших производителей»,— отметил господин Кузякин.
По данным директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, импортные вина на рынке России занимают 50%, игристое вино — 35%, коньяк — 30%, водка — около 2%, ром, виски, джин, текила — 65%, импортное пиво занимает около 5%. Средний класс, а это 25–30% населения, по мнению господина Дробиза, предпочитает именно импортный алкоголь.
«Я не думаю, что потоки импортной продукции остановятся. Даже если подорожает продукция для среднего класса на 25%, то ничего страшного не произойдет — он переживет это подорожание. А импортный алкоголь у нас употребляет только средний класс, у нас нет дешевого импортного алкоголя»,— прокомментировал Вадим Дробиз.
Он отметил, что падение спроса все же будет, но «не глобальное». Семен Соловьев считает, что пока непонятно, как изменится рынок алкогольной продукции. «Потребность в крепком алкоголе и вине у потребителя была, но мы не можем сказать, какой она будет дальше. Может, скажут, что подвязывают пояса и будут пить боярышник, грубо говоря»,— пояснил он.
В то же время Вадим Дробиз отмечает, что для восстановления импорта понадобится около полутора-двух лет. «Все придет в норму в течение двух лет, даже при подорожании продукции на 25%. Наше вино теперь будет более востребованным, но года на полтора максимум»,— резюмировал он.