Глен оф имаал терьер
Звери с Ольгой Волковой
В переводе с английского шикарное «glen of imaal» — всего лишь «долина Имаал», и даже не просто долина, а долина горная и узкая. И такая долина существует на самом деле и располагается где-то в горах ирландского графства Уиклоу, а глен оф имаал терьер — это всего лишь терьер из узкой горной долины Имаал, такая вот скучная проза жизни.
На Британских островах вообще было очень принято выводить свою, особую породу собак чуть ли не под любым кустом. И обитатели каждого конкретного подкустья всегда страшно гордились именно своей собакой. Но шли века, и местные породы сливались, перемешивались, а то и вовсе исчезали с лица земли. А глен оф имаал ни смешиваться, ни тем более исчезать не стал, но, к сожалению, про эту породу никак нельзя сказать, что она кишмя кишит хотя бы в родной Ирландии,— увы, глен оф имаал терьеры довольно редки даже дома, а уж за его границами они и вовсе наперечет: в России есть отдельные представители этой дивной породы, однако ждать от них щеночка можно годами.
Что мы можем сказать о происхождении гленов? Разумеется, ничего конкретного. Ясно, что эти терьеры как-то сформировались уже к началу позапрошлого века, но, возможно, они появились гораздо раньше, веке так в XVI. Есть мнение, что у истоков породы стояли некие отставные военные, которые в благодарность за службу получали в этих краях небольшие наделы земли. И как же полагалось проводить годы заслуженного отдыха бодрому и еще крепкому ирландцу? Ну виски, это понятно, но не целый же день? Может, немного сельского хозяйства? Почему нет? Но только в свободное от охоты время!
Среди почтенных отставников всегда было принято привозить домой всякие сувениры — например, собаку-другую. Каких именно собак они предпочитали? Да любых! Вернее, так: они часто брали с собой собак, типичных для тех краев, где проходила их военная служба, и привозили их в Ирландию. А в Ирландии тоже были свои собаки, а также собаки других соседей-отставников, которые служили в других краях. Все эти поражающие своим разнообразием псы, понятное дело, встречались. А при встречах не теряли времени и размножались самым причудливым образом. Скорее всего, как-то так в конце концов на свет и появились наши терьеры, собаки узкой горной долины Имаал.
Похоже, что те предполагаемые отставные военные, которым принадлежит авторство этой породы, были людьми требовательными и от своих четвероногих друзей ожидали слишком уж многого. Впрочем, никакое не «слишком»: глены получились собаками универсальными. Конечно, в первую очередь они охотники, добытчики лис и барсуков. И как же такая мелюзга не боялась лезть в нору к разъяренному барсуку? Вот не боялась ведь. Наверное, это потому, что глен оф имаал терьер — никакая не мелюзга. На самом деле это вполне приличных размеров собака, ростом сантиметров в 35 (немного вроде бы, но это из-за коротких ножек) и весом килограммов в 16, то есть вполне такой средних габаритов терьер. К тому же очень крепкий, сильный, отважный и не знающий сомнений — страшно сказать, но вот эта вот кудлатая лапочка когда-то участвовала даже в собачьих боях! Теперь это безобразие запрещено, однако бойцовское прошлое гленов, видимо, отложилось на клеточном уровне: эти славные песики и сейчас не дураки подраться, дай им только повод. Но повод нужен, потому что глены не агрессивны, первыми обычно никого не задирают, хоть к чужим — как людям, так и собакам — относятся с некоторым недоверием. Но если глена или его людей как-то задеть, за ним не заржавеет!
Помимо охоты и боев были у гленов и другие занятия. Например, они увлеченно уничтожали грызунов в хозяйских амбарах, сторожили дома, часами бегали по специальному устройству типа ленты, приводя в движение маслобойки и прочие крестьянские механизмы, а также, глотая слюни, поворачивали вертел, на котором жарилось мясо. А еще они развлекали хозяйских детей и составляли компанию самому хозяину… И все то же самое они могут делать и сейчас, за исключением разве что крестьянских механизмов, к которым уже давно приделаны всякие моторчики. Но если моторчик сломается, могучий терьер и сегодня совершенно готов его заменить: глен будет только рад, ему нравится чувствовать себя полезными, а энергии им не занимать.
И откуда такая мощь в этой, честно говоря, довольно комичной с виду собаке? Глен работает как лошадь, а выглядит милой дурашкой с растрепанной шерсткой, висячими или полувисячими ушками, густыми бровями и бодрым толстым хвостиком, который кое-где еще наполовину длины купируют, но в приличных странах давно уже оставляют в покое. Короткие лапки придают этой собаке легкую таксообразность — ну а что вы хотите от норного охотника? Впрочем, коротконогость не мешает глену быть вполне ловким, быстрым и прыгучим настолько, что он охотно и успешно участвует во всяких собачьих развлечениях типа аджилити. И долгие прогулки его не утомляют, он способен часами топать в направлении, выбранном любимым хозяином: глены — собаки преданные и общительные, за компанию они готовы подписаться практически на что угодно. Хотя, если честно, заставлять его подолгу очень уж быстро бегать не стоит, может устать. И пускать его одного в дальнее плавание тоже было бы опасно: плавать он, конечно, умеет, однако долго грести своими короткими лапками он вряд ли сможет — утомится и пойдет ко дну, зато гордо и со всем достоинством: глен самолюбив, ему, может быть, непросто признать свою слабость и попросить о помощи. К тому же деликатность не позволяет ему лишний раз беспокоить своих людей, недаром эта порода известна исключительной ненавязчивостью. Наш уроженец долины Имаал не пристает к людям, выпрашивая у них внимание, ласку или угощение. Впрочем, с угощением все не так просто: глены очень любят поесть, их вечно приходится ограничивать, потому что толстеют они легко, а худеют с трудом. Однако отказать им сложно: хитрые и умные глены давно уже освоили особо душераздирающую позу: большинство представителей этой породы ловко принимают положение «зайчик» — то есть они умеют, держа тушку вертикально, столбиком сидеть на толстой попе, да еще и глаза при этом делают специальные, жалостливые. Отказать такому трудно, но придется. Может, проявить твердость вам поможет тот факт, что таким образом глены сидят не только в рамках попрошайничества, но и просто так — похоже, им так удобно.
Впрочем, терьеры горной узкой долины Имаал и сами по себе довольно удобные соседи. Неназойливые, здоровые, веселые, неприхотливые, умные, покладистые, хоть и немного своенравные, вполне уравновешенные, энергичные и любопытные, глены живут лет 15, достаточно легко обучаются, дружат с детьми и прочими домашними питомцами, к которым они привыкли и в которых не видят добычи. Хотя тут могут быть свои сложности: многие глены до сих пор охотятся, их инстинкт все еще при них, поэтому уличные кошки, воробьи, крысы и вороны побуждают этих собачек на безрассудное преследование добычи. А это значит, что отпускать их с поводка не стоит: могут увлечься и удрать. И никаких ваших воплей они в такой момент не услышат — вообще-то глены считаются в меру послушными, однако охотничья страсть делает их глухими.
Что касается ухода, то он вполне посилен. Мыть, когда испачкается, выщипывать, когда его средней длины жесткая шерсть, чаще всего пшеничная, голубоватая или тигровая, окончательно потеряет форму, примерно раз в неделю вычесывать, вот, пожалуй, и все. Да, еще надо учесть, что этим ирландцам не очень подходит сильная жара, так что берегите их от плясок на солнцепеке. И еще — не пугайтесь, если ваш глен вдруг принялся вытворять что-то странное, например, часами сидит в любимой позе столбика или без какой-либо видимой цели исступленно бегает, нарезая бесконечные круги. Он вовсе не сошел с ума, он так себя развлекает — а что делать, если собаке достались нерадивые хозяева, не способные уделить достаточно внимания? Которого, то есть внимания, ему на самом деле всегда мало, просто он этого вам не показывает.
А еще у него очень приятный голос. Густой и солидный, как у очень большой собаки. Правда, пользуется глен им нечасто, ведь он почти никогда не лает, что для буйных терьеров — редкость и подарок судьбы, за который будут очень благодарны соседи.
Подписывайтесь на Weekend в Facebook