«Оскар» по часам
Rolex в Лос-Анджелесе
Пять лет назад знаменитая швейцарская часовая марка Rolex стала партнером Американской киноакадемии — Academy of Motion Picture Arts and Sciences. Более всего академия известна тем, что ее члены каждый год присуждают главные награды в области кино, всем известные «Оскары». Rolex поддерживает академию, с 2017 года став Exclusive Watch of the Academy, а также Proud Sponsor of the Oscars®. Швейцарская марка внесла свой вклад и в кинематографический музей, недавно открывшийся в Лос-Анджелесе.
Музей «освятили» в присутствии таких знаменитостей, как Леди Гага, Брэд Питт и Николь Кидман. Он разместился в здании бывшего универмага, построенного в футуристическом стиле в 1939 году; этот стиль называли Streamline Moderne, и он отражал представления людей межвоенной эпохи о будущем. Знаменитый архитектор Ренцо Пьяно, создатель парижского Центра Помпиду и московского Дома культуры «ГЭС-2», реконструировал памятник, обновив его знаменитый мозаичный цилиндр с вкраплениями сусального золота, добавив сферический купол из стекла и бетона, террасу и два моста: один из них носит имя Барбры Стрейзанд и с него открывается прекрасный вид на город.
С этими добавлениями массивное здание приобрело легкость и в самом деле ассоциируется с будущим. Теперь оно напоминает космический корабль, летящий сквозь пространство, по словам Ренцо Пьяно, «нечто, само по себе похожее на фильм». Побывав там, я мог убедиться, насколько точно новый музей следует вызовам времени.
Обновленный комплекс включает два киноконцертных зала на 1000 и 288 мест и 4650 квадратных метров выставочных пространств, на которых и располагается музей академии, основанной еще в 1927 году. В стеклянных витринах здания красуются оскаровские статуэтки. Входя в него, попадаешь в Холл Сидни Пуатье. Первый чернокожий лауреат «Оскара» за главную мужскую роль Сидни Пуатье (1927–2022) удостоился чести стать героем музея еще при жизни. Концепция показа заявлена с самого начала. То, что сделали в Лос-Анджелесе,— это скорее зрелищный аттракцион с современным политическим месседжем.
Среди галерей есть одна, посвященная Rolex. Она дает эклектичное, но довольно широкое представление о знаменитых фильмах, артистах, эпохах, жанрах и технологиях. Голливуд представлен его ключевыми фигурами — и не только режиссерами, например, целый отсек посвящен оператору Эмманюэлю Любецки. Впечатляюще показаны технические достижения кино, его красивые ритуалы. Тут можно увидеть камеру «Техниколор», на которую снят «Волшебник страны Оз», и красные туфельки Дороти из этого фильма. Или затянутые в талии, все в блестках, смело декольтированные платья Мэрилин Монро и Джейн Расселл из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок». Или парик, силиконовый грим и искусственную челюсть Шарлиз Терон, превратившие красавицу в «монстра». Или технологию нанесения «шрамов» на тело Леонардо Ди Каприо в «Выжившем». Не говоря о фигурах многочисленных фантастических существ из космических франшиз и киносказок: особенно впечатляет человек-амфибия из «Формы воды» Гильермо дель Торо.
Легендарные часы Cosmograph Daytona, принадлежавшие Полу Ньюману, также показаны в музее. Есть здесь и рассказ о том, как Rolex входила в мир кино — причем не занимаясь этим специально. Вот уже почти столетие марка и кинематограф поддерживают тесные связи. Это родство началось с того, что на запястьях актеров начали появляться часы Rolex — как символ успеха, мужества, силы. С тех пор многие кинорежиссеры, в том числе Кэтрин Бигелоу, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Джеймс Кэмерон и Мартин Скорсезе, стали друзьями марки и приняли участие в ее программе «Ментор и протеже», обучая мастерству молодых кинематографистов.
В залах висят афиши: «Спартак» Стэнли Кубрика, «Таксист» Мартина Скорсезе, «Страннее рая» Джима Джармуша, «Дни жатвы» Терренса Малика — джентльменский набор американской классики.
Разумеется, в центре музейной композиции — сюжеты, связанные с «Оскаром», детищем Американской киноакадемии. В парадном зале на больших экранах демонстрируются оскаровские выступления лауреатов. Можно услышать трогательную оскаровскую речь юной Татум О’Нил из «Бумажной луны» Питера Богдановича. Или протестную речь девушки из племени апачей, вышедшей на сцену вместо Марлона Брандо, который отказался от «Оскара» за «Крестного отца» в знак солидарности с угнетенными индейцами.
Историю самой престижной кинонаграды мира можно представить по-разному, и новый музей выбирает свой путь. Иногда его упрекают в том, что некоторые фигуры Голливуда пропущены или представлены слишком бегло, но нельзя объять необъятное. Тем более невозможно в одной экспозиции рассказать обо всех национальных кинематографиях и школах, поэтому, скажем, кино Восточной Европы и России, от Эйзенштейна и Тарковского, здесь практически отсутствует. Нет тут ни Вайды, ни Кустурицы, но нет и Висконти, Бергмана, Брессона, Трюффо — знаменитейших авторов европейских кинематографий и новых волн. Американское независимое кино тоже представлено довольно избирательно.
Вместе с тем задающий тон обширный американский контекст существенно переосмыслен в свете «новой этики», увиден через постколониальную и феминистскую оптику. Посетителю музея настойчиво напоминают о том, что мы живем в эпоху «Oscar So White», в век инклюзивности и пересмотра базовых ценностей. И даже сам выбор оскаровских персонажей-лауреатов симптоматичен. Голливудский арт-мейнстрим представляет Мерил Стрип, политических диссидентов — Майкл Мур, «цветных» лауреатов — Рита Морено, Холли Берри и тот же Сидни Пуатье, женскую режиссуру — Кэтрин Бигелоу, гениев европейского авторского кино — Федерико Феллини.
Бродя по залам нового музея, я думал о том, как меняется в наши дни взгляд на историю кино, которую еще не так давно принято было считать почти устоявшейся. Теперь и она — объект острых идеологических споров: вспомним хотя бы те, что вспыхнули вокруг «Унесенных ветром». Какие-то фигуры выдвигаются вперед, другие отступают в тень, их значение и вклад пересматриваются. И хотя новый музей далек от академического дистанцирования, это музей начала третьего десятилетия XXI века. Возможно, именно такое пристальное внимание к времени делает «Оскаровский музей» идеальным партнером для знаменитой швейцарской марки.