Разносолы военного времени
Продуктовый ритейл приспосабливается к новым условиям
Поставщики продуктов начали менять процессы из-за масштабного экономического кризиса. Так, производитель детского питания под брендом «ФрутоНяня» с 1 марта фокусируется на выпуске только самых востребованных позиций, а также откажется от всех скидок. «Оптимизировать» ассортимент и отменять промо намерены и другие поставщики, что поможет компаниям сократить издержки в условиях нестабильных поставок сырья и упаковки.
Крупнейший российский производитель детского питания «Прогресс» (бренд «ФрутоНяня») сообщил ритейлерам об изменениях в поставках с 1 марта. Копия письма гендиректора компании Натальи Медуновой есть у “Ъ”. Так, «Прогресс» на «непрогнозируемый период» отменяет промо, откладывает закупку рекламных услуг и фокусируется на производстве самых востребованных позиций для максимального обеспечения доступности. Компания также предупредила о возможных проблемах с поставками и во избежание штрафов попросила снизить уровень остаточной годности при приемке продуктов до 40%.
Необходимость мер объясняется задержками и сбоями с поставками сырья и упаковочных материалов, ростом курсов валют, переходом на работу по предоплате с поставщиками, остановкой отгрузок части контрагентов, а также санкционным фактором в РФ.
Изменения также должны позволить сдержать обоснованный рост цен, сказано в письме. Ранее «Прогресс» уведомил сети о повышении цен в среднем на 15,5% с февраля из-за удорожания сырья, логистики и упаковки (см. “Ъ” от 26 января).
Госпожа Медунова сообщила “Ъ”, что в текущей ситуации все компании в России столкнулись с «беспрецедентным экономическим давлением» и «Прогресс» старается найти эффективные решения для обеспечения бесперебойной работы.
Пересматривать отношения с ритейлерами готовятся и другие производители.
Так, российская Campina (выпускает йогурты Fruttis, детские смеси Friso и др.) сообщила, что с 1 марта вынуждена отгружать продукцию только по регулярной цене без промо. Копия письма Campina также есть у “Ъ”. Компания просит ритейлеров оценить уровень запасов в распределительных центрах и магазинах, предоставить прогноз закупок и снизить остаточный срок годности при приемке. В Campina на вопросы “Ъ” не ответили. Другие крупные производители молочной продукции и детского питания PepsiCo («Домик в деревне», «Веселый молочник», «Агуша»), Danone («Простоквашино», «Тёма») и Nestle комментарии не предоставили.
Источник “Ъ” в крупной пищевой компании говорит, что оптимизировать ассортимент в текущих условиях будут многие участники рынка. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что фокусировка на выпуске наиболее популярных позиций позволяет сокращать издержки и рационально расходовать сырье и материалы в непредсказуемых рыночных условиях. По его словам, в любой категории обычно есть не очень востребованные наименования, от которых можно на время отказаться.
Как отмечает господин Поповичев, отказ от поставок по промо также объясним в условиях девальвации рубля.
В противном случае такая практика могла грозить убытками производителям. По словам эксперта, важно, чтобы ритейлеры в данном случае пошли навстречу и не применяли штрафы за поставку неполного ассортимента, недопоставку и пр. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магните», «Ленте» и Auchan комментарий не предоставили. Собеседник “Ъ” среди производителей отмечает, что торговые сети готовы к сотрудничеству и согласовывают поставки по новым условиям, «лишь бы отгрузки не останавливались».
Источник “Ъ” на рынке также замечает, что отказ поставщиков от промо может коренным образом изменить российский продуктовый ритейл, где доля товаров со скидками в некоторых категориях превышала 50%. Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов согласен, что макроэкономический кризис может вызвать сдвиг на снижение уровня промо. Если эта тенденция охватит весь рынок, то потребителям придется подстроиться и изменить свои привычные модели поведения, отмечает он.