Концессию отделили от госзакупки с точностью до запятой
Также на вчерашнем заседании правительства одобрен комплексный законопроект о донастройке концессий, который разрабатывался Минэкономики в течение нескольких лет. Поясним, главная его цель — разграничение этого механизма и госзакупок, необходимость в котором возникла после оспаривания Федеральной антимонопольной службой (ФАС) концессионных проектов со 100-процентным бюджетным финансированием. Приравнивая полное бюджетное финансирование к госзакупкам, ФАС настаивала на том, что его доля должна быть не более 50%.
Минэкономики занимало более мягкую позицию, предусматривая изначально возможность 100-процентного участия бюджетов в таких проектах, ведомство предлагало использовать капитальный грант на покрытие до 75% расходов инвестора, а в течение пяти лет на получение им платы концедента (см. «Ъ» от 31 августа 2020 года). В более поздних версиях проекта допустимая доля государства сократилась до 80% (за исключением отдельных соцпроектов; см. «Ъ» от 18 декабря 2020 года), что вызывало недовольство участников рынка.
Одобренный вчера вариант предполагает, как пояснил «Ъ» через пресс-службу замглавы ведомства Илья Торосов, «по итогам обсуждений законопроекта с ведомствами решили, что в концессионных соглашениях не должно быть 100-процентной компенсации расходов концессионера на создание и эксплуатацию объекта,— это главное отличие концессии от госконтракта». Поэтому, поясняет он, в документе прописано, что частному инвестору размер компенсации расходов на стройку и эксплуатацию «не может превышать или быть равным 100%», это более гибкая формулировка позволит в каждом конкретном случае устанавливать тот или иной процент участия государства или муниципалитета и, соответственно, повысить привлекательность механизма ГЧП.
В остальном ключевые положения законопроекта концептуально не изменились — так, предусматривается возможность компенсации инициировавшему проект инвестору затрат на подготовку предложения, если в итоге был объявлен конкурс и он не стал победителем. Возмещать такие затраты планируется за счет победителя — максимальный размер компенсации будет установлен правительством. Также вводится процедура электронного конкурса, как поясняет глава Минэкономики Максим Решетников, это позволит «повысить прозрачность конкурсных процедур, исключить территориальные ограничения при проведении конкурсов, снизить административную нагрузку на органы власти и сократить сроки проведения конкурсных процедур».
Старший юрист Национального центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ) Андрей Миронов в целом поддерживает законопроект за исключением норм, которые могут ограничить объем и состав расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет бюджета. «Как только данное ограничение появится, дискуссия перейдет из обсуждения возможности полного возмещения расходов в обсуждение, какие расходы можно, а какие нельзя возмещать концессионеру за счет бюджета, и можно ли это сделать, например, в размере 99,99% — возникает риск, не будет ли такое “компромиссное” толкование считаться обходом закона»,— полагает он. При этом, добавляет Андрей Миронов, принципиальный вопрос, почему нужно заключать концессию, а не госконтракт, останется нерешенным.