Польский мемориал в Катыни предложили ликвидировать
Эсеры и коммунисты настаивают на частичном демонтаже памятника в Смоленской области
Ряд российских политиков и общественных деятелей выступили с обращением к правительству РФ, в котором предлагают демонтировать польскую часть мемориала в Катыни из-за конфликта на Украине. Среди поддержавших эту инициативу депутаты Госдумы РФ Анатолий Вассерман, Алексей Чепа, а также ряд депутатов-коммунистов Смоленской областной думы, в том числе первый секретарь обкома КПРФ Смоленской области Валерий Кузнецов.
Авторы обращения считают, что из-за позиции Польши относительно военных действий на Украине необходимо пересмотреть «катынскую историю» и привести ее «в соответствие с исторической правдой, законом, справедливостью и здравым смыслом».
Авторами идеи обращения называют директора смоленской студии «Просвещение» Александра Стацуру, главу попечительского фонда «Примирение» Валерия Шаргаева и тверского активиста Максима Кормушкина. «Правительство нашей страны из-за сохранения нормальных отношений пошло навстречу Польше в “катынском вопросе”. Но если нет нормальных отношений между Польшей и Россией, видимо, пора по-другому посмотреть и на Катынь»,— заявил Александр Стацура корреспонденту «Ъ».
Инициаторы обращения рассчитывают получить поддержку правительства РФ и добиться полного демонтажа польской части мемориала в Катыни. При этом захоронения польских граждан не должны пострадать. «Настаиваем, чтобы все уполномоченные госучреждения и органы власти РФ немедленно привели “катынский вопрос” в соответствие с исторической правдой, законом, справедливостью и здравым смыслом»,— подчеркивается в обращении.
Причиной жесткой позиции по Катыни авторы называют «враждебное поведение современной марионеточной Польши, ее русофобскую политику, публичную поддержку нацистской Украины и снабжение ее оружием, а также одобрение польским правительством любых мер, направленных против России».
«Мы ждем, чтобы депутаты Госдумы дезавуировали признание российским парламентом в 2010 году вины СССР за расстрел польских военных сотрудниками НКВД. Этот факт по-прежнему не доказан. Также мы хотим услышать позицию Минкульта РФ о законности существования мемориалов в Катыни и Медном в их сегодняшнем виде»,— заявил Максим Кормушкин.
«Это решение давно назрело,— заявил “Ъ” депутат Смоленской облдумы Андрей Шапошников (КПРФ), поддержавший инициативу.— Лично мне с детства было противно наблюдать за тем, как наша страна унижается перед Польшей в Катыни. Ладно бы за дело, но мы в свое время зачем-то взвалили на себя вину за преступление, которого не совершали. Сделали фальшивку Геббельса частью государственной идеологии. В расстреле польских офицеров виновата Германия. У нас нет и не может быть никакой исторической вины перед Польшей. Пора выкинуть эту фальшивку на свалку истории».
Катынь — российско-польский мемориальный комплекс в Смоленской области, находится в юрисдикции РФ. На территории мемориала расположены музеи, храмы и захоронения граждан Польши и СССР, погибших накануне и во время Второй мировой войны. Катынский мемориал является поминальным местом для многих поляков. Именно в Катынь летел президент Лех Качиньский, погибший в авиакатастрофе в Смоленске в апреле 2010 года.
Инициатива вызвала неоднозначную реакцию даже среди сторонников официальных патриотических организаций. «С памятниками и могилами живые не имеют никакого права воевать. Не должны. Не могут. Даже если они вам не нравятся и вас задевают. Все памятники и все мемориалы — это наша история. Дерево не будет жить, если ему перерубать корни, пусть даже выборочно»,— заявил экс-глава Российского военно-исторического общества Влад Кононов.
«Этот мемориал всегда был, разумеется, российским,— отметил он.— Но о лежащих там убитых репрессированных советских гражданах, об истоках Катынского дела в истории российско-польских отношений, о сложностях исторического понимания проблемы и постоянного переворачивания ее в политическую плоскость никто ранее не говорил. Теперь все это есть. Если кто-то полагает, что знает всю правду о Катынском деле,— рассказывайте ее. Водите экскурсии. Пишите заметки. Дополняйте экспозиции. Никто не мешает. Но сносить — ни в коем случае. Нельзя становиться на четвереньки, если на тебя лают. Нельзя воевать с мертвыми — они ничего не смогут сделать в ответ».