Рыбе некуда податься
У Китая тоже нашлись причины закрыть порты
Китайский рынок, открывшийся для российской рыбы полтора месяца назад, закрывается вновь. Рыбопромышленники уже получили уведомление о приостановке отгрузок с 6 марта в одном из крупных портов КНР — Далянь — из-за коронавирусных ограничений. Сложности с поставками уже начались и в Циндао. Если при закрытии китайского рынка в 2020 году российские компании часть продукции отправляли в ЕС и США, то сейчас это сделать будет невозможно.
О планах Китая вновь закрыть один из двух портов для российских рыбопромышленников сообщил источник “Ъ” на рынке и подтвердил управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. По его словам, морские агенты порта Далянь уведомили группу о прекращении с 6 марта отгрузок рыбы из РФ из-за коронавирусных ограничений. В Русской рыбопромышленной компании (РРПК) также получили информацию о закрытии порта.
В Россельхознадзоре заявили “Ъ”, что пока у ведомства нет сведений о закрытии порта Далянь.
В Росрыболовстве сообщили, что выгрузка в Даляне не только российской рыбы, но и продукции, поступающей из других стран, приостановлена из-за выявленной у местного сотрудника коронавирусной инфекции.
В агентстве надеются, что профилактические мероприятия займут пять-шесть дней и ситуация не отразится на деятельности дальневосточных рыбопромышленников.
Другой китайский порт — Циндао — сейчас тоже практически не принимает российскую рыбу. Из пяти судов лишь три смогли разгрузиться без проблем, говорит Александр Ефремов. С бюрократическими препятствиями столкнулась и ГК «Доброфлот»: тестирование на коронавирус экипажа показывало противоречивые результаты, что существенно увеличило время на разгрузку.
Впервые ограничения на поставку российской рыбы власти КНР ввели в конце 2020 года из-за выявленных на упаковке продукции следов коронавируса. Весь прошлый год поставки осуществлялись рефрижераторными контейнерами через южнокорейский Пусан. В январе 2022 года в Ассоциации добытчиков минтая оценили убытки российских рыбопромышленников в $400 млн. По данным Федеральной таможенной службы, от общего объема экспорта рыбы из РФ в $5,85 млрд почти 50% пришлось на Южную Корею, 18% — на Китай. 17 января этого года порты Далянь и Циндао открылись для приема рыбы из РФ, сообщал тогда Россельхознадзор.
Если в прошлом году после закрытия Китая часть поставок была переориентирована на страны ЕС и США, то сейчас этого не получится сделать, считает глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.
Боевые действия на Украине привели к тому, что на западных рынках перестали закупать любую продукцию из России. Господин Савельев считает, что сейчас китайская сторона, закрыв порты, может попытаться добиться снижения цены на российскую рыбу, прежде всего — на минтай.
Текущая ситуация грозит дефицитом холодильных мощностей на Дальнем Востоке, как это было в прошлом году, прогнозирует Александр Ефремов. В 2021 году их загруженность в пиковые периоды превышала 90%. По мнению господина Ефремова, российским властям необходимо урегулировать вопрос с китайской стороной и прописать четкие протоколы и действия для доставки и выгрузки рыбы.
Замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников говорит, что его компания после прошлогоднего закрытия китайских портов для рыбопромышленников из РФ не планировала поставлять продукцию в КНР в этом году. По его словам, Китай готов покупать только потрошеную рыбу без головы для дальнейшей переработки. ГК «Норебо» же перешла на изготовление филе, что рентабельнее.
Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС; объединяет операторов рефрижераторных вагонов и контейнеров) Михаил Синев говорит, что если порты действительно закроются, то часть объема переориентируют на поставку в Китай рефрижераторными вагонами по железной дороге, а часть — на внутренний рынок.
Способствовать этому будет уже действующая субсидия на перевозку минтая по железной дороге. Александр Савельев указывает, что все освободившиеся объемы в России не переориентируешь. Поэтому необходимо договариваться об открытии новых рынков, прежде всего в Азии и Северной Африке, уверен господин Савельев.
Еще одной проблемой может стать недостаточный объем свободных контейнеров, которые будут ждать грузов в Центральной России, добавляет Михаил Синев. По его словам, дополнительно нужно субсидировать порожний подвижной состав, что позволило бы увеличить провозную мощность примерно на 40–50%.