Дизтопливо стало невывозным
Проблемы с экспортом обрушивают внутренние цены
Дизельное топливо на бирже подешевело почти на 10% за день на фоне сложностей с вывозом этого нефтепродукта из РФ. Более половины выпуска дизтоплива традиционно направлялось на экспорт, в основном в Европу, но на фоне санкций иностранные покупатели опасаются брать российские грузы, а также испытывают сложности с трансакциями и фрахтом судов. По мнению экспертов, в условия санкций Россия переживает серьезный кризис в логистике.
Стоимость дизтоплива на СПбМТСБ стремительно снижается уже вторую неделю. Цены на топливо стали снижаться 25 февраля, на следующий день после того, как Россия начала боевые действия на Украине. Так, межсезонное и зимнее дизтопливо подешевело 3 марта на 4% и 1%, до 51 тыс. и 55 тыс. руб. за тонну соответственно. При этом в европейской части России рекордно подешевело летнее дизтопливо — почти на 10%, примерно до 49 тыс. руб. за тонну. Также, как сообщал “Ъ” 3 марта, значительное снижение демонстрируют цены на бензин, несмотря на резкий рост нефтяных цен. После начала боевых действий на Украине стоимость нефти уверенно превысила $110 за баррель. Как правило, вслед за ценой на нефть дорожает и топливо на внутреннем рынке. Кроме того, оно традиционно растет в цене весной из-за сезонного роста потребления.
9,6 процента
составило снижение цены на летнее дизтопливо на бирже СПбМТСБ 3 марта.
Однако сейчас ситуация иная: западные санкции сделали рискованными торговые операции с российской нефтью и нефтепродуктами, это выразилось в отказе трейдеров закупать товары российского производства, а перевозчиков — его везти.
Спрос на продукцию в РФ снизился также из-за увеличения стоимости банковского финансирования, необходимого трейдерам для закупок. Этот фактор затрудняет закупки продукции и для операторов АЗС внутри России. По мнению одного из источников “Ъ”, из-за подорожания заемных средств с рынка могут уйти и спекулянты. В результате сейчас на рынке избыток топлива.
Подобные проблемы с нефтью в перспективе могут привести к тому, что нефтекомпании в условиях, когда им выгодно стремительно увеличивать добычу, будут ее снижать.
Аналогично, если экспорт нефтепродуктов серьезно сократится, компании вынуждены будут по мере заполнения резервуарных парков снижать загрузку НПЗ или даже останавливать их. Однако пока коллапс с отгрузками нефти существенно не повлиял на ее производство (см. “Ъ” от 3 марта).
В Минэнерго не ответили на запрос “Ъ”.
Стоимость бензина на АЗС пока не учла снижение цен в оптовом звене. Средняя стоимость бензина на прошлой неделе составляла 50,9 руб. за 1 л, на дизтопливо — выросла на 0,3%, до 55,04 руб. за 1 л. Стоимость топлива на заправках изменяется с временным лагом около месяца относительно оптовых цен, однако аналитики, несмотря на снижение стоимости топлива в опте, не ожидают заметного снижения цен на заправках.
Покупатели российских нефти и нефтепродуктов руководствуются разными соображениями, кто-то политическими, а кто-то просто хозяйственно-логистическими, также сюда добавляются сложности с проведением оплаты, считает управляющий партнер Lenar Wealth Management Ленар Рахманов.
Российские нефтекомпании пока никак не комментируют возникшие у них проблемы, а также сам конфликт на Украине.
Лишь ЛУКОЙЛ 3 марта заявил, что «компания прилагает все усилия для продолжения стабильной работы во всех странах и регионах своего присутствия». В заявлении от имени совета директоров компании, крупнейшими акционерами которой являются Вагит Алекперов и Леонид Федун, говорится, что совет «выступает за скорейшее прекращение вооруженного конфликта и всецело поддерживает его разрешение путем переговорного процесса, дипломатическими средствами». «Совет директоров выражает свое глубочайшее сочувствие всем, кого коснулась эта трагедия»,— отмечается в заявлении.