Международным рейсам просчитывают перспективы
Стоит ли ждать полной отмены полетов за границу
Компания S7 отменила значительную часть международных рейсов даже в страны СНГ. В самой компании заявили, что такое решение связано с введением санкций, а пассажиры несостоявшихся вылетов смогут вернуть деньги или обменять билеты на другие даты. При этом, как подчеркнули в S7, 4 марта все же состоятся, например, рейсы из Новосибирска в Дубай и из Москвы в Анталью. При этом, как сообщают СМИ, перевозчик мог отменить международные рейсы на самолетах Airbus после того, как его воздушное судно было арестовано в Ереване. По данным журналистов, лизинговые компании возвращают себе европейские и американские самолеты, переданные российским клиентам.
И если эта версия подтвердится, вскоре ограничения на перелеты даже в дружественные страны примут и остальные российские перевозчики, полагает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
«Действительно, для авиакомпании S7 полеты даже в страны еврозоны могут представлять определенные риски именно с точки зрения ареста воздушных судов. Это распространяется на все самолеты, принадлежащие лизинговым компаниям, которые потребовали вернуть их. Если речь идет о том, что транспорт принадлежит какой-то структуре, например, российской лизинговой компании, то вероятность введения подобного рода арестов значительно сокращается. Но в целом число международных рейсов уменьшается.
Нужно в первую очередь исходить из того, что маршрутная сеть будет внутренней, полеты по международным направлениям, вероятнее всего, начнут осуществляться авиакомпаниями третьих стран. Совершенно очевидно, что ослабление конкуренции всегда приводит к повышению цен. Тут никаких сомнений быть не должно.
Второй момент — в целом и пассажиропоток по этим линиям, вероятно, сократится, а это означает, что те немногие, кому все-таки нужно лететь, будут готовы заплатить высокую цену».
По данным портала Flightradar24, самолет компании S7, летевший из Новосибирска в Ереван, действительно сначала посадили в Минеральных Водах, а затем он все-таки отправился в Армению. Впрочем, вероятно, полной отмены международных рейсов российскими авиакомпаниями не произойдет, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Во-первых, есть самолеты, которые принадлежат не европейским лизинговым компаниям и не находятся в реестре ЕС, я имею в виду американские. Пока, во всяком случае, со стороны лизингодателей США подобных требований не было.
Во-вторых, есть самолеты, которые принадлежат российским лизинговым компаниям. Их порядка сотни, и на них тоже можно выполнять полеты за рубеж. Все, что нужно сделать перевозчикам — провести быструю ревизию своего парка. И те самолеты, которые принадлежат европейцам, соответственно, использовать внутри России, пока небо над ЕС закрыто, и они не прибыли на территорию России, чтобы забрать транспорт.
Даже "Аэрофлот" попросил, чтобы регуляторы уточнили, в чем же суть санкций, чтобы дальше разработать какие-то шаги по ориентированию в новой реальности. Пока мы до сих пор не понимаем, где же горизонт этих санкций, на чем они заканчиваются. Что делать? Предлагать выкупать эти самолеты либо менять их на какие-то другие воздушные суда других стран. Непонятно, будет ли техническое обеспечение, запчасти.
Если будет реализован самый худший сценарий, то самолеты заберут, и мы будем арендовать их в тех странах, которые не играют в санкционные игры, — в Азии, на Ближнем Востоке.
Сейчас у многих компаний воздушный транспорт просто простаивает. Из-за пандемии парк недозагружен, они с удовольствием сдадут нам в аренду эти суда, и мы сможем обеспечить перевозки в том числе и в эти страны».
В начале недели один из крупнейших лизингодателей в мире AerCap расторг отношения с Россией из-за санкций. Самолетами этой компании, в частности, пользовались «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и Azur Air. Всего AerCap предоставляет России 152 самолета.