«Тяга к авангарду, кубизму»

Дмитрий Буткевич — о выставке Олега Целкова

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает об экспозиции «Чужой» в MMoMA.

Фото: MMOMA

Фото: MMOMA

В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась долгожданная выставка Олега Целкова. К сожалению, признанный и востребованный, в том числе на Западе, что встречается не столь часто, российский нонконформист, один из главных, если честно, при жизни большой ретроспективы в главном музее совриска нашей страны не дождался.

Наполовину еврей, наполовину русский, Целков родился в 1934 году в подмосковном тогда поселке Тушино. В каком бы художественном заведении он ни учился, его почти отовсюду исключали за несоответствие главной магистральной арт-линии. Поэтому он закончил постановочный факультет в ЛГИТМиКе, в Ленинграде. Его учителем был Николай Акимов, который когда-то учился во ВХУТЕМАСе. Возможно, отсюда целковская тяга к авангарду, кубизму. Потом его не пускали на выставки, закрывали их, если он участвовал.

А в 1977 году Олег Целков уехал во Францию, где жил в качестве апатрида, то есть человека без гражданства, до 2015 года, когда принял российское гражданство, и умер в июне 2021-го. А уже примерно с 1960 года, как считается, с картины «Портрет» и в течение всех последующих 40 лет жизни и работы он разрабатывает своей единственный сюжет — образы деформированного человеческого лица и фигуры, напоминающие либо зловещие маски, либо человекоподобного мутанта. Специалисты говорят, что эти его портреты стали своеобразной реакцией на новый формальный прием сурового стиля, который тогда, во времена господства академического официоза, был общепризнанным неформальным течением. Такой неформализм Целкова не устраивал.

Выставка называется многозначно — «Чужой». Музей современного искусства совместно с Tsukanov Family Foundation представляет огромный проект, где восемь тематических и хронологических разделов. Представлено более 100 произведений из 25 частных и музейных собраний России, Франции, Германии, Швейцарии, США, что само по себе в наше время достойно уважения. Да и безликие, не персонифицированные лица и фигуры Целкова вполне могут стать символами нашего очень непростого времени. Да, кстати, это он сам говорил о себе: «Я не здешний, я чужой».

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...