Facebook довел до блокировки
Отразится ли решение властей остановить работу соцсети на российском бизнесе
Роскомнадзор официально объявил о блокировке Facebook и Twitter. В ведомстве сообщили, что с октября 2020 года соцсеть корпорации Meta допустила 26 случаев дискриминации отечественных издательств и информационных ресурсов. Такие действия в России запрещены законом. В последние дни, в частности, доступ был ограничен к профилям телеканала «Звезда», информационного агентства «РИА Новости», Sputnik, RT и порталов «Лента.ру» и «Газета.ру». Блокировку Twitter Роскомнадзор начал по требованию Генпрокуратуры. Причины регулятор не уточнил.
Нарушит ли решение властей работу других сервисов? И как все это повлияет на российский бизнес?
Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич не исключает проблем с доступом, например, к приложениям той же корпорации Мeta: «Полностью оценить последствия блокировки можно будет в ближайшие дни. Как мы помним, когда у Facebook были проблемы, они затронули и доступ к Instagram, и к WhatsApp. Аудитория соцсети при этом переходит в Telegram. Основатель мессенджера Павел Дуров сейчас пытается соблюсти баланс, как со стороны давления Запада, так и со стороны регулирующих органов РФ. Не думаю, что какие-то более активные действия по отношению к Facebook будут предприниматься в ближайшие дни.
Пользователи при этом уже не первый день используют VPN-сервисы в повседневной жизни. Больших изменений, по сравнению с замедлением, которое случилось несколько дней назад, они не почувствуют.
Однако охота на VPN-сервисы тоже началась не вчера. Еще какое-то их количество может подпасть под запрет. Очень часто сервисы удаленного доступа начинают подстраиваться и выглядеть, как будто трафик на разрешенный сервис, пытаясь давать доступ пользователям к тем или иным ресурсам. Кроме того, можно ожидать расцвета частных VPN-сервисов, когда, условно говоря, компания или даже родственники тех или иных пользователей, которые проживают за пределами России, поднимают, что называется, доморощенный VPN и тем самым позволяют обходить запреты. Но борьба с приложениями для удаленного доступа, конечно, ожидается. Но, думаю, что не в эти горячие дни».
На фоне специальной военной операции на Украине Facebook ввел запрет на монетизацию российских государственных СМИ. Они не могут размещать рекламу на платформе.
Однако после полной блокировки Facebook такой возможности лишится и бизнес, что приведет к серьезным потерям, считает сооснователь агентства Sixth Sense Владимир Мотин: «Очевидно, потери будут. Самое главное — определить их масштаб. Нельзя сказать, что какой-то один крупный рекламодатель это ощутит. Пострадают абсолютно все, в том числе благодаря тому, что у Facebook была хорошая система поиска аудитории именно под перформанс-компании, которые подразумевают работу на финальный результат, на заявки, на продажи, на звонки и так далее. И это, наверное, самый крупный с точки зрения объема ущерб. Подобный инструментарий есть на российских платформах, а именно myTarget, которая предоставляет инвентарь в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники", но этот инвентарь, скорее всего, будет работать несколько хуже, что подтвердится в ближайшей перспективе.
Общий рынок digital-рекламы составляет около 250 млрд руб. Реклама в социальных сетях из них занимает где-то треть, то есть около 70 млрд руб. Большая часть из них, естественно, приходилась на российские платформы, потому что у них чуть больше охват, так сложилось.
Есть совокупные данные, которые показывают, что рекламные кампании, запущенные на зарубежных платформах, часто отрабатывают чуть лучше, чем на русских. Думаю, что в объединенном рекламном кабинете, который соединяет возможности размещения Facebook и Instagram, концентрировалось около 10 млрд руб.
Российский Instagram относится к Meta, пока он не заблокирован. Очевидно, если Facebook заблокировали, то Instagram будет следующим. Думаю, в ближайшие дни совершенно точно. Альтернативой станет платформа myTarget, она предоставляет инвентарь в социальной сети "ВКонтакте" и "Одноклассники", и все ресурсы Mail.ru Group».
Замглавы комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин отметил, что Facebook «стал инструментом информационной войны, по сути, отделом пропаганды». При этом в Meta заявили, что продолжат делать все возможное, чтобы восстановить доступность соцсети для россиян.