Бизнес в режиме ожидания
Что говорят предприниматели о приостановке работы иностранных компаний в РФ
Арендодатели, поставщики и даже клининг: “Ъ FM” разобрался, кто пострадает от ухода иностранных компаний из России. Зарубежный бизнес один за другим объявляет о приостановке работы, сворачивается производство, прекращаются поставки. Официально компании не закрываются окончательно, однако уже сейчас от этих решений пострадали предприятия, которые обслуживали зарубежных игроков в России. С чем им пришлось столкнуться? Разбирался Иван Якунин.
Простой пример: Paramount Pictures, Universal Pictures Russia, Warner Bros. и другие студии отменили все премьеры в России, официально признав, что это связано с ситуацией на Украине. Эффект участники рынка почувствовали сразу: уже на этой неделе в прокат должен был выйти «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном в главной роли.
Для отрасли, которая только начала восстанавливаться от пандемии, фильм такого уровня — шанс свести концы с концами. Но теперь ни его, ни других громких премьер не будет. Коммерческий директор сети кинотеатров «Премьер Зал» Артем Чулочников собирается привозить в Россию китайский кинематограф и готовится к импортозамещению: «80% российского проката формируют иностранные игроки — их доля теряется очень резко. Что мы планируем делать? В первую очередь смотрим на Азию, на Китай.
Но это окажется каплей в море. Издержки будут и в самой доходной части нашего бизнеса — это продукция кинобаров. Мы так и не смогли полностью перейти на отечественное зерно. Основные поставщики — это Южная Америка, Европа».
Другой пример: несколько крупных торговых сетей приостановили продажи на сайте и закрыли магазины. Среди них H&M, IKEA. Их магазинам требуется рабочая сила, обслуживание, клининг. Как минимум до 31 мая такие услуги не нужны.
Кроме того, IKEA много покупала у российских поставщиков мебели, даже специально создавала для них заказы. Теперь этого не происходит, рассказала предприниматель Наталья Горячая: «Мебельное производство, которое в 2014 году очень сильно пострадало от роста курса доллара, перешло полностью на не очень хорошие отечественные комплектующие.
Через какое-то время ситуация восстановилась, и работа перешла на выполнение заказов от IKEA. Все закончилось тем, что прекратились не просто поставки в магазин, но и само производство. То есть все встало колом, ничего нет. Непонятно, кто когда кому заплатит, непонятно, кто когда что привезет. Ясности нет никакой».
Бизнес также страдает от отсутствия поставок: они обусловлены и санкционными рисками, и трудностями с логистикой: Евросоюз, например, полностью закрыл небо для российских авиакомпаний, есть ограничения и морских путей. Если это продолжится, компании вместо приостановки деятельности будут вынуждены объявить об окончательном закрытии.
Это обернется крахом рынка коммерческой недвижимости, уверен гендиректор DNA Realty Антон Белых: «Рынок достаточно инертный. Он не сразу сваливается при падении, а при росте не сразу начинает подниматься. Вопрос в том, как будет развиваться ситуация дальше. Мы пока как бы все замерли».
По подсчетам “Ъ FM”, зарубежные компании из списка приостановившихся создали десятки тысяч рабочих мест. Если их российские партнеры также не смогут справиться с отсутствием заказов, ситуация с безработицей будет еще сложнее. Впрочем, премьер-министр Михаил Мишустин еще перед признанием самопровозглашенных республик говорил, что правительство несколько месяцев просчитывало и готовилось ко всем рискам.