«Встречаться нужно не в лесу, а в одной из европейских столиц»
Дмитрий Дризе — о заявлениях Москвы и Киева перед новым раундом переговоров
Владимир Путин озвучил ключевое требование России к Украине — демилитаризация. В ближайшие два дня, по сообщению офиса Владимира Зеленского, в Беловежской пуще ожидается начало третьего раунда переговоров Москвы и Киева. Ранее глава МИД России Сергей Лавров раскритиковал украинского президента за неконструктивную позицию. В частности, Москве не понравились высказывания относительно бездействия НАТО в сложившейся ситуации. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что шансы договориться по-прежнему остаются.
Владимир Зеленский выступил с очередным обращением к народу и в частности заявил о том, что скоро все уехавшие беженцы смогут вернуться домой. Можно ли в этом увидеть некий намек? Наверное, хотя это больше похоже на попытку поддержать своих граждан. А до этого президент Украины обрушился с упреками в адрес НАТО: они не только неспособны закрыть небо, то есть оказать военную помощь, но и в политическом плане не силах на что-либо влиять. Тезис главы государства повторил и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. По его словам, НАТО на самом деле не является никаким идеалом, и на сегодня их позиция не достойна уважения.
Все эти пассажи вызвали резкое недовольство в Москве. Сергей Лавров заявил, что у господина Зеленского настроение меняется каждый день, и вот он даже решил нагрубить своим главным «кураторам». И происходящее есть явная попытка втянуть армию Запада в конфликт, что совершенно контрпродуктивно. Сергей Викторович также обвинил Киев в увиливании и нежелании должным образом вести переговоры: все время что-то у них меняется, мы ждем, они не отвечают и так далее.
Ваш браузер не поддерживает видео
Из сказанного можно сделать вывод, что вести дела с подобными партнерами весьма затруднительно. Соответственно, говорить о каких-либо прорывах в переговорном процессе явно преждевременно. В итоге глава российского МИД повторил требования Кремля, они не изменились: денацификация, признание Крыма и Донбасса в границах областей. Так что никакого намека на компромисс.
Нужно напомнить, что буквально накануне члены украинской делегации высказывались в достаточно позитивном ключе. Говорили о том, что диалог идет вполне себе нормально, участники слышат позицию друг друга. И все это давало повод для малой доли оптимизма. На что здесь важно обратить внимание? Российская сторона смотрит на режим в Киеве как на этаких ничего не понимающих вредных детей, которые ни во что не ставят мнение старших. Понятно, что дети порой раздражают, и им на это недвусмысленно намекают. Уважение нужно высказать хотя бы — вот как это можно интерпретировать.
Однако слова и Кулебы, и Зеленского можно ведь расценить и по-другому — они начали подготовку украинского общественного мнения к письменному отказу страны от вступления в НАТО. Мол, это не самоцель, тем более вы же видите, что организация эта устаревшая, бюрократическая и неэффективная. Ее необходимо реформировать.
Если говорить о переговорах — тех, что идут в Беловежской пуще — это, как было сказано ранее, больше технические консультации, нежели серьезный формат. Для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо посредничество авторитетных международных организаций, например, ООН и ОБСЕ. Вот где они все? И встречаться нужно не где-то в лесу, а, скажем, в одной из европейских столиц — в Женеве, например. Вот тогда это будут именно переговоры, а не «встретились и поговорили о том о сем».
Между тем так может показаться, что Сергей Викторович высказывается исключительно с жестких позиций. И вот Владимир Путин озвучил главное требование к украинской стороне — демилитаризация. Все остальное, видимо, обсуждается и при желании выносится за скобки. Так что есть какая-никакая надежда.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.