Транссибирский авиамаршрут могут закрыть

Россия готова изолировать иностранцев от кратчайшего пути из Европы в Азию

Владимир Путин допустил возможность закрытия кратчайшего воздушного пути из Европы в Азию — Транссибирского коридора над Россией. Маршрут позволяет иностранным авиакомпаниям экономить четыре-пять часов летного времени. Но пострадают не только они: «Аэрофлот», уже лишившийся, как и прочие российские авиакомпании, рейсов за рубеж, останется без доходов за пролет иностранцев по коридору. Решения по проблеме использования иностранных самолетов также до сих пор нет, но, по словам президента, у министра транспорта Виталия Савельева «есть на этот счет соображения».

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Президент Владимир Путин допустил закрытие Транссибирского авиамаршрута (ТСМ) — кратчайшего пути из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию для иностранных перевозчиков. Об этом он заявил на встрече с женщинами летного состава авиакомпаний РФ сегодня, отвечая на вопрос, как долго может продлиться ситуация с санкционными ограничениями РФ, парализовавшими международное авиасообщение.

«Это зависит не от нас, это зависит от тех, кто это делает — делает себе в ущерб,— сообщил президент.— Думаю, что им тоже не нравится это делать. Они (иностранные контрагенты.— “Ъ”) делают это под политическим прессом своих властей. Сибирские маршруты — если они (иностранные перевозчики.— “Ъ”) через Сибирь не пойдут, а мы через Сибирь закрываем (пролет по Транссибирской магистрали.— “Ъ”) — они будут увеличивать время в пути, увеличивать количество керосина, который будет на это тратиться, увеличивать стоимость билетов и так далее». Он уточнил, что исходит из того, что «по мере изменения ситуации в целом будет меняться и это направление».

По оценкам экспертов, экономия времени при использовании ТСМ в среднем составляет четыре-пять часов по сравнению с альтернативными маршрутами.

Получателем средств за пролеты иностранных авиакомпаний над Сибирью выступает «Аэрофлот», теперь он эти средства потеряет — вместе со всеми международными рейсами, приносившими российской авиации основную часть доходов.

Евросоюз уже объявил о закрытии своего воздушного пространства для российских перевозчиков, а 26 февраля в связи со спецоперацией РФ на Украине запретил осуществлять поставку, лизинг, техобслуживание и страхование воздушных судов в России. Большинство российских авиакомпаний получили уведомление от европейских лизингодателей о прекращении действия договоров перестрахования в ночь на 8 марта. Росавиация рекомендовала авиакомпаниям с самолетами в иностранных реестрах остановить рейсы за рубеж с 6 марта, «Аэрофлот» объявил о прекращении всех полетов с 8 марта.

Владимир Путин не пояснил, как в таких условиях будут выживать российские авиакомпании и смогут ли они в итоге сохранить парк самолетов. Он лишь сказал, что у «министра транспорта (экс-главы «Аэрофлота» Виталия Савельева.— “Ъ”) есть на этот счет свои соображения». «Он мне докладывает их регулярно, по утрам звонит практически каждый день. В целом я поддерживаю эти соображения. Дадим ему возможность вести переговоры с партнерами… Исхожу из того, что летать мы будем»,— сказал президент. Плюсы текущей ситуации президент видит в развитии собственной инфраструктуры и самолетов, среди которых он назвал МС-21, Ил-114-300 и «Байкал».

Айгуль Абдуллина

Вся лента