Россия и Украина не вписались в гуманитарный коридор

Москва обвиняет Киев в срыве эвакуации более 200 тыс. мирных жителей

Сегодня российские военные пытались реализовать главную договоренность, достигнутую во время второго раунда переговоров с Киевом,— организовать гуманитарные коридоры для жителей Мариуполя и лежащей на пути к нему Волновахи. Однако ближе к вечеру в Минобороны РФ констатировали: процесс сорвался из-за того, что «украинские националистические батальоны» отказываются выпускать людей, «используя их в качестве живого щита». Так или иначе, и в Москве, и в Киеве дают понять, что от контактов и попыток дипломатического урегулирования не отказываются. А на роль посредника все активнее претендует Турция, власти которой утверждают: они сейчас одни из немногих, кто «может одновременно вести диалог и с Россией, и с Украиной».

Мужчина пересекает трамвайные рельсы в Мариуполе

Фото: Carlos Barria, Reuters

Неоткрывшийся коридор

Москве и Киеву пока не удалось воплотить в жизнь договоренность, которую обе стороны называли ключевой для продолжения переговоров. Имеется в виду организация гуманитарных коридоров, о которых шла речь во время второй встречи российской и украинской делегаций в Белоруссии.

О том, насколько важно добиться прогресса в этом направлении, утром сегодня говорили и в Киеве, и в Москве. «Мы делаем все с нашей стороны, чтобы договоренность заработала. Это одна из главных задач именно на сегодня. Посмотрим, можно ли пойти дальше в переговорном процессе»,— заявил в своем обращении президент Украины Владимир Зеленский. А в Минобороны РФ описали конкретный план на день. «Сегодня, 5 марта, с 10 часов утра по московскому времени российской стороной объявлен режим тишины и открыты гуманитарные коридоры для выхода мирных жителей из Мариуполя и Волновахи. Гуманитарные коридоры и маршруты выхода согласованы с украинской стороной»,— говорилось в утренней рассылке ведомства.

Был известен и маршрут, о котором со ссылкой на Telegram-канал городского совета Мариуполя написали как российские, так и украинские СМИ. «В качестве гуманитарного зеленого коридора выбран маршрут Мариуполь—Никольское—Розовка—Пологи—Орехов—Запорожье. Отклоняться от маршрута гуманитарного коридора категорически запрещается»,— сообщили городские власти.

Однако позднее в том же канале появилось сообщение, что если маршрут по Донецкой области безопасен, то в Запорожской «продолжаются бои», и поэтому украинская сторона вновь вступила в переговоры о соблюдении «режима тишины». А уже в 13:42 мариупольцев, собравшихся в трех пунктах эвакуации, призвали просто разойтись по домам. «К сожалению, когда мы были уже готовы, начался обстрел регулярной армией Российской Федерации по коридору, по которому мы должны были ехать. В итоге сейчас нет режима тишины. Это не дает нам ощущения безопасности для движения из Мариуполя в Запорожье»,— резюмировали власти города.

В свою очередь Донецкая народная республика (ДНР), войска которой взяли Мариуполь в плотное кольцо, сообщила, что нескольким семьям все же удалось покинуть город. Как заявил телеканалу «Россия 1» официальный представитель народной милиции ДНР Эдуард Басурин, маршрутом за все время сумели воспользоваться 12 взрослых и пять детей. При этом информацию об обстрелах маршрута и в Донецке, и в Москве категорически отрицали.

«Позвонили из правительства, из Киева, вышли на наших военнослужащих: предоставьте коридор для выхода граждан. Конечно, наши тут же отреагировали, тут же даже приостановили боевые действия, смотрели, что происходит. Не выпускают никого, прикрываются как живым щитом. Кто это? Конечно, неонацисты,— описал ситуацию президент России Владимир Путин.— В России тоже есть неонацисты, но не в правительстве, как на Украине».

Категоричны были и в Минобороны РФ. «К сожалению, по состоянию на текущий момент мы имеем достоверную информацию о том, что из заявленных 200 тыс. беженцев из Мариуполя и 15 тыс. из Волновахи к открытым гуманитарным коридорам так никто и не прибыл. Достоверно установлено, что националисты не выпускают мирных жителей и иностранных граждан из указанных населенных пунктов»,— заявил днем начальник национального центра управления обороной Российской Федерации генерал-полковник Михаил Мизинцев. И обвинил противника в вероломстве. «С 10 часов утра пятью беспилотными летательными аппаратами — три над Мариуполем, два над Волновахой — мы вели интенсивное наблюдение за обстановкой в указанных населенных пунктах,— рассказал господин Мизинцев.— По результатам объективного контроля установлено, что формирование никаких гуманитарных колонн не осуществлялось, а наоборот, режим тишины активно использовался в целях интенсивной перегруппировки подразделений ВСУ и национальных батальонов на оборонительных позициях и по всему Мариуполю, а также перемещения вооружения и военной техники на более выгодные позиции».

Российский генерал-полковник даже обратился к вице-премьеру Украины Ирине Верещук, с которой, по его словам, он работал прошедшие сутки. «Если вас киевский режим втянул в эту специальную провокационную операцию для создания более благоприятных условий обороняющимся нацистам в указанных населенных пунктах, то так и скажите,— предложил господин Мизинцев.— Вы лично скажите об этом украинскому народу, который даст вашим действиям свою политическую оценку». Но госпожа Верещук, выступая на брифинге, тоже заявила, что «в 11:45 Российская Федерация начала обстрел города Волновахи из тяжелого вооружения», и поэтому никакая эвакуация просто не могла состояться.

Не без диалога

Так или иначе, и в Москве, и в Киеве дают понять, что не откажутся от диалога. «Несмотря на всю тяжесть последствий срыва сегодняшней гуманитарной операции, мы готовы и дальше терпеливо и настойчиво работать с представителями Украины и международными организациями по немедленному разрешению кризисной гуманитарной ситуации»,— заверил Михаил Мизинцев. Но это, судя по всему, уже более долгосрочные планы. По словам представителя Минобороны РФ Игоря Конашенкова, «в связи с нежеланием украинской стороны воздействовать на националистов или продлевать “режим тишины” наступательные действия с 18 часов московского времени возобновлены».

Сохраняется и прежний темп дипломатии. Как заявил вечером в субботу глава украинской делегации на переговорах Давид Арахамия, новый раунд пройдет уже в понедельник. А советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович, общаясь с изданием «Страна.ua», даже дал прогноз о ходе боевых действий. «Острая фаза должна начать постепенно стихать. А позиционная фаза и обострения на отдельных направлениях могут подзатянуться. Вопрос недель, не меньше»,— уверен господин Арестович.

Правда, независимый военный эксперт из Беларуси Александр Алесин не согласен с такой оценкой. «Не думаю, что российская армия даст украинской сопротивляться больше недели. Совсем скоро у украинских военных начнет иссякать и топливо, и продовольствие,— сказал “Ъ” эксперт.— Кроме того, еще в самом начале высокоточными ударами были уничтожены узлы связи и потеряна управляемость значительной частью войск. Действительно, сопротивление Украины оказалось более серьезным, чем ожидали в Москве, но надо понимать, что самые боеспособные части Россия пока концентрирует на спокойных территориях вне городов — как говорят военные, оставила на дозревание. Именно они в будущем могут штурмовать Киев или окружать группировку ВСУ в Донбассе, которая может стать сильной картой на переговорах».

Судя по дипломатической активности как Москвы, так и Киева, будущее конфликта может решаться в более сложном формате, с привлечением посредников.

Украинская сторона склоняется в сторону Турции. Как заявила пресс-служба президента этой страны Реджепа Тайипа Эрдогана, Владимир Зеленский предложил ему организовать встречу с Владимиром Путиным в Стамбуле или Анкаре. В воскресенье, как ожидается, состоится телефонный разговор президентов Путина и Эрдогана. «Конечно, мы ведем переговоры с нашими союзниками о том, как остановить эту войну,— цитирует официального представителя президента Турции Ибрагима Калына телеканал TRT Haber.— Мы донесем до российской стороны наши предложения по созданию условий, чтобы она села за стол переговоров. Как известно, у нашего президента очень хорошие отношения и с Путиным, и с Зеленским. Турция сейчас является одной из немногих стран, которые могут одновременно вести диалог и с Россией, и с Украиной».

Тем временем сегодня Владимир Путин принял в Москве премьера Израиля Нафтали Беннета, который тоже проявлял явный интерес к ситуации на Украине.

Впрочем, как заявил «Ъ» руководитель группы стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин, нынешние переговоры не включены ни в какую правовую рамку, и в этом их главный недостаток. «Под Минским процессом (имеются в виду встречи Трехсторонней контактной группы в Минске.— “Ъ”) была хоть какая-то основа, общее понимание, куда все стороны обязались двигаться. И главное, это были переговоры, замещающие более масштабный конфликт. А сейчас пока от силы можно говорить о небольшом смягчении гуманитарных последствий продолжающихся боевых действий»,— резюмировал эксперт.

Кирилл Кривошеев

Фотогалерея

Военная операция на Украине

Смотреть

Вся лента