«Зеленая» альтернатива
Топливо
Россия декларирует приверженность принципам устойчивого развития, ключевым из которых является ответственное отношение к природе. Один из основных нормативных документов в этой сфере — закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» — был принят в 2021 году. В ближайшее время будут реализованы климатические проекты, направленные либо на поглощение парниковых газов, либо на их снижение.
Объемы выбросов парниковых газов в России в 2019 году составили 2,1 млрд тонн СО2-эквивалента. Рост среднегодовой температуры на территории нашей страны протекает в 2,8 раза быстрее, чем во всем мире. В это же время эксперты мирового сообщества продумывают введение тарифов на выбросы парниковых газов. Так, эксперты Международного валютного фонда предложили установить цену за тонну СО2-эквивалента от $25 для слаборазвитых стран, от $50 для среднеразвитых стран и от $75 для высокоразвитых.
В этой ситуации для России, обладающей крупнейшими запасами природного газа, развитой газотранспортной системой, собственными технологическими решениями, опорной газозаправочной сетью, а также с учетом инвестиций, направляемых на газификацию регионов, природный газ в условиях энергоперехода на экологичные энергоресурсы является наиболее эффективным решением. В предлагаемых условиях потребление природного газа вместо традиционных топлив уже сегодня позволит России экономить от $130 млн ежегодно.
Сокращение выбросов
При использовании метана удельные выбросы парниковых газов в 1,7 раза меньше, чем у дизельного топлива, и в 2 раза меньше, чем у бензина, с учетом всего жизненного цикла топлив (от добычи до потребления). В 2021 году объем потребления природного газа в качестве моторного топлива составил 1,3 млрд куб. м, что позволило сократить выбросы парниковых газов на 2,6 млн тонн СО2-эквивалента. Всего за последние пять лет с использованием метана выбросы парниковых газов снизились почти на 9 млн тонн СО2-эквивалента.
За последние десять лет потребление метана в мире выросло на 20%. По прогнозам экспертов ФСЭГ (Форум стран-экспортеров газа), к 2050 году природный газ нарастит свою долю в мировом энергобалансе с текущих 23% до 27%. Это позволит метану стать ведущим энергоресурсом мировой энергетической системы, далеко оставив позади нефть и уголь. В абсолютном выражении мировое потребление природного газа в 2050 году превысит показатель 5,6 трлн куб. м.
Целенаправленный переход на метан в России начался еще в 2012 году. Начало современного этапа развития рынка газомоторного топлива в России было положено Перечнем поручений президента России Владимира Путина по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива. Была создана рабочая группа по вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива при Правительственной комиссии по развитию ТЭК.
На рабочей группе были приняты ключевые решения — развитие инфраструктуры должно идти опережающими темпами и определены ключевые потребители рынка: дорожно-коммунальная техника, внутригородские перевозки пассажиров, мелкий коммерческий транспорт и межпоселковые перевозки пассажиров.
Единый оператор
Сегодня ООО «Газпром газомоторное топливо» является единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива от ПАО «Газпром». В задачи компании входит строительство и эксплуатация газозаправочной инфраструктуры, стимулирование спроса и популяризация природного газа (метана) среди автовладельцев, развитие новых и импортозамещающих технологий.
Итогом десятилетней работы компании при участии всех операторов стал почти трехкратный рост по основным показателям рынка. Годовой объем потребления природного газа в качестве моторного топлива в Российской Федерации увеличился с 375 млн куб. м в 2013 году до 1,33 млрд куб. м по итогам 2021 года, превысив тем самым показатели всего СССР конца 1980-х.
Расширилась и газозаправочная инфраструктура в России. По итогам 2021 года насчитывалось 640 газовых заправок, из которых 379 принадлежит группе «Газпром». Для сравнения, в 2012 году было 198 станций. К концу 2024 года сеть должна составить 1273 станции. Это позволяет говорить о создании опорной газозаправочной сети страны. В три раза вырос автопарк транспортных средств на метане: с 76 до 259 тыс. Годовой прирост российского автопарка на метане по итогам 2021 года составил более 30 тыс. автомобилей. Основным инструментом роста является переоборудование транспорта. В рамках собственных маркетинговых программ компании «Газпром газомоторное топливо» за последние пять лет на газ переведено более 50 тыс. единиц техники.
Автомобильный транспорт существенно влияет на качество атмосферного воздуха. В выхлопных газах содержатся опасные для здоровья человека поллютанты: твердые (взвешенные) частицы, двуокись азота (NO2), двуокись серы (SO2). Первые представляют наибольшую опасность для здоровья человека. Из-за своего маленького диаметра (мелкодисперсности) они могут проникать и оседать в легких, преодолевать аэрогематический барьер и попадать в кровеносную систему. Постоянное воздействие твердых частиц повышает риск развития сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, а также рака дыхательных путей.
Группа экспертов «Газпром газомоторное топливо» разработала количественную методику оценки сокращения экономических издержек при переводе общественного и коммунального транспорта на метан на примере Санкт-Петербурга. Методика основана на последних научных выводах о рисках для здоровья, связанных с воздействием твердых взвешенных частиц на человеческий организм. Ученые всего мира признали взаимосвязь между концентрацией вредных веществ (поллютантов): твердые частицы, озон, двуокись азота, двуокись серы в воздухе и смертностью. Увеличение среднегодового содержания твердых частиц на 10 мкг/куб. м повышает риск смерти на 6%.
Для примера, по расчетам Greenpeace, выбросы взвешенных частиц от потребленного человечеством топлива в 2018 году привели к 3 млн случаев преждевременной смерти (что равняется 62,7 млн лет потерянной потенциальной жизни), к 2,7 млн вызовов неотложной помощи из-за резкого приступа астмы, к 2 млн случаев преждевременных родов и к 1,8 млрд больничных дней.
В исследовании компании «Газпром газомоторное топливо» было подсчитано, что общественный транспорт и коммунальная техника в Петербурге в среднем выбрасывают 28 тыс. тонн поллютантов в год. Это составляет приблизительно 6% от всего загрязнения, произведенного транспортными средствами в городе. При переходе на газомоторное топливо общие выбросы загрязняющих веществ от коммунальной техники и общественного транспорта сократятся на 18,9 тыс. тонн в год (4%), а ежегодно сокращение твердых частиц будет составлять около 300 тонн (28%). Таким образом, суммарное уменьшение экономических издержек правительства Санкт-Петербурга при реализации предложенных мер составит 5,8 млрд рублей в год.
Перевод данных видов транспорта на метан позволит ежегодно спасать десятки людей от преждевременной смерти. Суммарная экономия средств ОМС при переводе всего автопарка общественного транспорта и коммунальной техники Санкт-Петербурга на газ составит 155,8 млн рублей в год.
Результаты проведенного исследования демонстрируют, что переход на альтернативные виды топлива должен стать государственной задачей. Приблизительная экстраполяция полученных результатов на всю территорию России показывает, что расширение использования газомоторного топлива на общественном транспорте и коммунальной технике позволит сократить смертность населения на 2,8 тыс. человек, а экономические издержки — на 152,3 млрд рублей в год.
На сегодняшний день правительство РФ работает над синхронизацией планов развития всех видов транспорта, на «зеленом» топливе (природный газ, электричество и водород).