Россия — родина брендов
Ритейлеры спешно ищут альтернативу иностранным товарам
На фоне все более явных перебоев с поставками импортных продуктов торговые сети пытаются искать им замену среди местных брендов. Приток заказов отмечают, в частности, поставщики хлебобулочных изделий без глютена и растительных альтернатив мясных и молочных продуктов. Однако, подчеркивают эксперты, компенсировать выпавшие объемы будет сложно, тем более в условиях зависимости от импортных ингредиентов.
Торговые сети пытаются замещать долю иностранных поставщиков в некоторых категориях за счет увеличения закупок у российских производителей.
Как рассказали “Ъ” в Foodcode (выпускает около 30 тонн хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий без глютена в сутки на заводе в Подмосковье), на фоне перебоев с импортом ряд клиентов компании на этой неделе увеличил объем заказов, что позволило нарастить производство на 10%. К концу марта объем заказов хлебобулочных изделий вырастет на 30–50%, ожидают в Foodcode.
Объем российского рынка продуктов без глютена в своих нишах компания оценивает в 20 тыс. тонн в год, из которых более 60% приходится на импорт из Франции, Испании и Польши.
В X5 Group, «Магните» и Auchan “Ъ” не ответили. В «Ленте» сказали, что размещают заказы в соответствии с текущим спросом.
Как отмечает гендиректор Foodcode Никита Бобарыкин, структура рынка продукции без глютена, на котором европейские поставщики играют важную роль, может измениться, в том числе на фоне возможного ухода из России иностранных компаний. О намерении прекратить работу в РФ уже объявил финский холдинг Fazer Group — один из крупнейших игроков в том числе в сегменте «здоровых» хлебобулочных изделий. Варианты ухода с рынка прорабатываются «в соответствии с законодательством РФ», пока хлебозаводы работают в обычном режиме, уточнили в Fazer.
Производители в других нестандартных категориях подтверждают тренд.
Гендиректор и совладелец Greenwise (выпускает растительные альтернативы мясных и молочных продуктов) Артем Пономарев также говорит, что видит рост заказов, так как сети пытаются найти замену импорту, что дает шанс для локальных производителей. Но рост цен на импортные ингредиенты, которые также используются в рецептуре, негативно сказывается на себестоимости, добавляет он. Foodcode закупает рисовую муку в РФ и пока намерен удерживать цены за счет увеличения производства, хотя в целом стоимость сырья, упаковки и логистики растет, подтверждают в компании.
Приток нового спроса зафиксировали и локальные бренды средств детской гигиены. Основатель и гендиректор NappyClub Роман Квиникадзе говорит, что за последние десять дней спрос на одноразовые подгузники и другие изделия компании вырос на 30%. Компания продала более 70% обычного месячного запаса, притом что полностью отключила рекламу, стимулирующие акции и пр., указывает он. По словам господина Квиникадзе, за последние дни NappyClub получила несколько предложений от инвесторов о создании производств средств детской гигиены в России. Американская P&G (бренд Pampers) на днях объявила об остановке инвестиций в РФ и сокращении ассортимента до базовых товаров. В российском представительстве P&G “Ъ” не ответили.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что пока ни один из крупных производителей продуктов не ушел полностью с российского рынка.
Компании испытывают сложности с импортом сырья и материалов, платежами, девальвацией рубля, прекращают инвестиции в России и маркетинговые активности, но работа предприятий сохраняется, указывает он.
По словам господина Поповичева, у торговых сетей действительно могут быть сложности с импортом готовой продукции в некоторых категориях, которые те могут пытаться заместить за счет национальных производителей. Однако, подчеркивает он, способны ли эти поставщики компенсировать выпавшие объемы — большой вопрос, тем более что их предприятия также могут зависеть от импортного сырья.