Россия друг, но нефть стране дороже
Венесуэла готова к сближению с США на фоне военной операции на Украине
Одним из неожиданных последствий специальной военной операции России на Украине стало наметившееся сближение США с Венесуэлой. Американский президент Джо Байден сообщил об освобождении двух американцев, которые находились под стражей в Боливарианской Республике. Это произошло после визита в Каракас американской правительственной делегации. По данным информированных источников, на переговорах также обсуждалась возможность ослабления санкций против Венесуэлы, касающихся экспорта нефти. В Каракасе утверждают, что готовы в сжатые сроки увеличить ее добычу на 50%.
«Сегодня ночью двое американцев, которых незаконно задержали в Венесуэле, смогут снова обнять своих родных»,— говорилось в заявлении президента Джо Байдена, распространенном Белым домом. В частности, на свободу вышел Густаво Карденас. Он один из шести бывших руководителей американской компании Citgo (филиал государственной венесуэльской нефтяной Pdvsa), задержанных в 2017 году по обвинению в отмывании денег. В 2020 году Верховный суд Венесуэлы приговорил шестерых американцев к тюремным срокам от 8 до 13 лет. Второй освобожденный — Хорхе Альберто Фернандес (также гражданин США) — был задержан в прошлом году по обвинению в терроризме (подозрения вызвало то, что он пытался провести на территорию республики беспилотник).
По мнению профессора СПбГУ, главного редактора журнала «Латинская Америка» Виктора Хейфеца, президент Венесуэлы Николас Мадуро сделал жест, «подтверждающий готовность договариваться с США». «Причем жест, ни к чему не обязывающий — Мадуро пока ни в чем не уступил, а проявил "гуманизм". Это ведь к нему приехали на поклон, а не он выступает просителем, у него даже неплохая начальная переговорная позиция»,— отметил собеседник “Ъ”, имея в виду то, что в минувшие выходные Каракас посетила американская правительственная делегация.
«В первую очередь миссия заключалась в том, чтобы проверить состояние американцев, находящихся (в Венесуэле.— “Ъ”) в заключении. Мы также стремимся вернуть правительство Венесуэлы за стол переговоров с оппозицией»,— прокомментировала визит заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. «Был и ряд других вопросов, которые мы обсуждали»,— добавила она, не став вдаваться в дальнейшие разъяснения.
Как сообщало со ссылкой на свои источники агентство Reuters, одной из тем стали перспективы ослабления санкций против Каракаса, касающихся экспорта нефти. Еще в апреле 2019 года США отказались покупать у Венесуэлы нефть, а американским финансовым организациям запретили обрабатывать платежи в долларах за нефть, приобретенную иностранными клиентами. Удар по ключевой статье дохода страны был нанесен, чтобы заставить президента Мадуро уйти в отставку.
Ранее в Венесуэле производилось 3 млн баррелей нефти в день, сейчас — около 800 тыс. Однако на этой неделе глава Венесуэльской нефтяной палаты Рейнальдо Кинтеро заявил BBC о готовности увеличить этот показатель до 1,2 млн баррелей — чтобы «удовлетворить некоторые потребности на рынке Северной Америки». Он также спрогнозировал, что власти США не станут отменять все санкции, которые были введены против Венесуэлы предыдущим президентом Дональдом Трампом, но могут разрешить иностранным компаниям работать в Венесуэле, тем самым выведя их из-под ограничительных мер. Между тем, по мнению Виктора Хейфеца, увеличить производство венесуэльской нефти будет технически непросто — «отрасль нуждается в многомиллиардных инвестициях для модернизации и разработки новых скважин».
Вероятность сближения Каракаса и Вашингтона по нефтяным вопросам резко выросла на фоне острейшего кризиса в отношениях между Западом и Россией.
Напомним, что во вторник президент Байден объявил об эмбарго на покупку российской нефти и нефтепродуктов, впервые введя прямые санкции против основного российского экспортного товара (см. “Ъ” от 9 марта). До сих пор США в основном импортировали российский мазут, который служил местным НПЗ заменой тяжелой венесуэльской нефти.
В среду стоимость бензина на автозаправках в США второй день подряд обновила исторический максимум, превысив $4,25 за галлон (3,785 литра) — об этом свидетельствуют данные некоммерческой Американской автомобильной ассоциации. Хотя снижению цен может способствовать сближение с Венесуэлой, его в США одобрили далеко не все. «То, что Байден организовывает тайные встречи с наркотеррористом Мадуро, не информируя об этом венесуэльцев, которые страдали и рисковали, сопротивляясь ему,— это гнусное предательство»,— написал в Twitter сенатор-республиканец Марко Рубио. Его коллега-демократ Роберт Менендес выступил против того, чтобы «давать новую жизнь режиму Николаса Мадуро» — «раковой опухоли Западного полушария».
Так или иначе, агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что по теме нефтяных поставок никаких договоренностей пока достигнуто не было. Между тем президент Мадуро заявил: «Reuters пишет так, как будто они были на встрече. Associated Press — как будто ночевали со мной у меня дома... все версии, которые появлялись,— чистый обман, чистая спекуляция». Из комментария следовало, что он сам переговорами остался доволен:
«Встречу могу назвать уважительной, искренней и очень дипломатичной. Я принял их (членов американской делегации.— “Ъ”) в основном президентском кабинете, кабинете №1 — там стояли красивые флаги США и Венесуэлы, два флага рядом, как они и должны стоять».
«Это время демократии. Время слова. Время правды. Время, чтобы восстановить мир»,— добавил президент Мадуро.
«У меня нет особых сомнений по поводу того, что правительство Венесуэлы может попробовать договориться с США об ослаблении санкций в отношении нефтяной отрасли. Никаких особых идеологических принципов (вопреки публичным заявлениям) у Мадуро нет. И если его предшественник Уго Чавес еще мог бы подумать о "верности союзнику" (России.— “Ъ”), то Мадуро не будет столь же решителен в деле отстаивания ослабевшего соперника,— заверил “Ъ” Виктор Хейфец.— А вот дальше может быть сложнее. Так, Мадуро нужны гарантии, что дело не ограничится только частичным снятием с Венесуэлы санкций. Ибо если Россию выдавят из Венесуэлы и Латинской Америки в целом, то Мадуро никому особо и не нужен будет. А повторять судьбу (бывшего ливийского лидера.— “Ъ”) Муаммара Каддафи он вряд ли горит желанием, как и все высшее руководство страны. Между тем какие-либо гарантии Белый дом дать может лишь при согласии и Конгресса, и венесуэльской оппозиции».
Во вторник Виктория Нуланд утвердительно ответила на уточняющий вопрос о том, по-прежнему ли администрация США считает законным президентом Венесуэлы оппозиционера Хуана Гуайдо, а не Николаса Мадуро (уточнять, какие полномочия тогда есть у господина Мадуро, с которым встречались американские переговорщики, она не стала). Подтверждением того, что в своей основе позиция Вашингтона остается прежней, стала встреча членов американской делегации с Хуаном Гуайдо, также произошедшая в Каракасе. Сам он ее итоги не прокомментировал. Однако настроения, царящие в венесуэльской оппозиции, можно понять из заявлений ближайшего соратника господина Гуайдо — Карлоса Веккио, выбранного им в качестве представителя в США. «Покупать нефть у Мадуро или Путина — это одно и то же. Эта нефть вся в крови»,— написал господин Веккио в Twitter, тем самым призывая Вашингтон проводить единую энергетическую политику в отношении нынешней России и нынешней Венесуэлы.
Напомним, что венесуэльские власти — одни из немногих, кто возложил ответственность за эскалацию напряженности на Украине не на РФ, а на страны НАТО во главе с США. 1 марта по итогам телефонного разговора Николаса Мадуро и президента РФ Владимира Путина в Кремле заявили: венесуэльский лидер «выразил твердую поддержку решительных действий России, осудил дестабилизирующую активность США и НАТО, акцентировал важность противодействия развернутой западными странами кампании лжи и дезинформации».