Техническое следствие ждут катастрофические последствия
Из-за санкций может прерваться международное сотрудничество в расследовании авиационных инцидентов в России
Как стало известно «Ъ», введенные крупнейшими мировыми авиапроизводителями антироссийские санкции не затронули пока расследование происшедших в России авиакатастроф Boeing и Airbus. Эксперты обеих фирм, по данным источников «Ъ», сотрудничают с Межгосударственным авиакомитетом (МАК) в штатном режиме. Но если аварии западных самолетов произойдут сейчас, то консультироваться российским специалистам, скорее всего, будет уже не с кем.
Как пояснил источник «Ъ», знакомый с ситуацией, несмотря на введенные ограничения, технические эксперты Boeing и Airbus продолжают работать в сформированных МАК межведомственных комиссиях по расследованию авиакатастроф с участием этих самолетов. Представители фирм-производителей в соответствии с международными правилами помогают россиянам разобраться с особенностями конструкции своих машин, предоставляют недостающую в расследовании информацию или даже направляют подозрительные агрегаты разбившегося самолета в лаборатории завода-производителя для проведения независимой экспертизы. Технические специалисты из США и Франции участвуют во всех проводимых комиссией мероприятиях, высказывают, если считают нужным, несогласие с ее выводами, а их «особые мнения» по поводу причин аварий обязательно отражаются в итоговых отчетах.
Однако перспективы дальнейшего международного сотрудничества авиарасследователей, по мнению другого собеседника «Ъ», довольно туманны. Дело в том, что после введения антироссийских санкций странами ЕС, Великобританией и США Boeing и Airbus заявили о прекращении техобслуживания своих машин в России и поставок запчастей к ним. Производители отказались также продлевать сертификаты летной годности западным самолетам, составляющим около 75% авиапарка страны, а иностранные страховые фирмы — перестраховывать ответственность авиаперевозчиков перед пассажирами. Западные лизингодатели уже начали отзывать самолеты у авиакомпаний, для которых многие страны закрыли свое воздушное пространство.
В результате более половины из 980 эксплуатировавшихся в России Boeing и Airbus могут оказаться вне международного правового поля.
На них, по мнению источников «Ъ», не будут распространяться и правила расследования авиапроисшествий. Как пояснил один из собеседников «Ъ», если сейчас один из эксплуатирующихся российскими авиакомпаниями Boeing или Airbus упадет, техническим расследованием катастрофы традиционно займется МАК — альтернативы в стране просто нет. При этом состав технической межведомственной комиссии, скорее всего, будет ограничен российской стороной: в нее войдут только представители самого МАК, Росавиации, пострадавшей авиакомпании и опять же российские летчики-испытатели.
По мнению источников «Ъ», разобраться с причинами аварии технические специалисты из России смогут и без помощи представителей Boeing или Airbus, однако статус подготовленного ими отчета существенно снизится. Ведь это будет уже документ национального, а не международного уровня. В МАК от комментариев воздержались.