Следствие ведет СПЧ
Валерий Фадеев заявил о создании комиссии по расследованию военных преступлений на Украине
Глава президентского совета по правам человека в РФ (СПЧ) Валерий Фадеев сообщил “Ъ” о намерении создать комиссию по расследованию военных преступлений на территории Украины, ДНР и ЛНР. Предварительный сбор данных, по его словам, уже ведется, однако члены СПЧ не поедут на места боевых действий до прекращения огня. Такое заявление господин Фадеев сделал, комментируя требование коллег по СПЧ «как можно скорее остановить военные действия на территории Украины». Заявление, по его мнению, «вредно для России», так как «повторяет позицию НАТО и Киева». Заявление 15 членов СПЧ было опубликовано в воскресенье, его соавтор Николай Сванидзе рассказал “Ъ”, что теперь опасается административного и уголовного преследования по новому закону о дискредитации российской армии.
Члены СПЧ РФ начнут выездную работу на Украине, в ДНР и ЛНР, «как только там будут прекращены боевые действия», рассказал “Ъ” глава совета Валерий Фадеев. Он пояснил, что член СПЧ Марина Ахмедова уже находится в Донбассе, ведет волонтерскую работу, посещает медучреждения и консультирует пострадавших. Эту работу планируется продолжить и расширить вплоть до «изучения дел, касающихся возможных военных преступлений». «Мы же видим, что происходит — этот факт признается даже Киевом и ВС Украины, что националистические батальоны не выпускают людей из окруженных городов,— пояснил господин Фадеев, ссылаясь при этом на заявление властей ДНР от 5 марта об отказе националистов обеспечить гуманитарный коридор жителям Мариуполя.—
Это называется буквально: военное преступление. И тот, кто это делает, должен будет нести ответственность. Нужно будет расследовать и разбираться с этим, потому что эти нацбатальоны не вполне управляются властями Украины».
Господин Фадеев отказался прогнозировать сроки окончания боевых действий на Украине, отметив, что не является военнослужащим в настоящее время. При этом он указал, что имеет военную специальность «старший оператор боевого расчета пуска ракет, которые, дай бог, никогда не будут задействованы».
Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека — консультативный орган, он образован в 1993 году указом первого президента РФ Бориса Ельцина изначально как комиссия по правам человека; к 2004 году переформатирован в СПЧ. С 2011 года выполняет функцию «коллективного советника президента России» (согласно положению об СПЧ); глава совета имеет статус советника президента. СПЧ среди прочего уполномочен давать рекомендации министерствам из состава правительства РФ, контролировать исполнение поручений президента и выступать с консолидированной позицией по наиболее острым социальным проблемам. В настоящий момент в состав СПЧ входит 48 человек — юристов, правоведов, журналистов, правозащитников. В связи с началом военной спецоперации РФ на Украине (24 февраля) СПЧ консолидированных заявлений не делал.
6 марта, в день наиболее масштабных несогласованных акций протеста против спецоперации на Украине (правозащитники по итогу дня заявили, что число задержанных во всех городах превысило 5 тыс. человек, МВД сообщило о 3,5 тыс. задержаний), 15 членов СПЧ опубликовали заявление, в котором призвали «как можно скорее остановить военные действия на территории Украины и перейти к решению всех противоречий между двумя странами в рамках переговоров». «Последняя неделя показала, что цена использования армии для решения имеющихся проблем слишком велика,— говорится в заявлении.— Свобода слова и другие основные свободы не должны подвергаться дополнительным ограничениям. Тем более поскольку ни военное, ни чрезвычайное положение в России не введены. Уже принятые дополнительные ограничительные меры, включая поправки в УК и КоАП, должны быть пересмотрены». Заявление подписали в том числе обозреватель «Новой газеты» Леонид Никитинский и завкафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАО Александр Асмолов. Как ранее сообщал “Ъ”, оба они заявили о выходе из состава СПЧ в связи с «несоответствием происходящего правам человека».
Глава комиссии СПЧ по политическим правам Николай Сванидзе рассказал, что члены комиссии просили президиум СПЧ и Валерия Фадеева рассмотреть это заявление и поддержать его, однако не получили ответа и опубликовали заявление в частном порядке:
«15 подписей — это треть совета, но никакой реакции на заявление от президиума СПЧ и его руководителя нет до сих пор».
Господин Сванидзе также заявил, что «боится» административной или уголовной ответственности за публикацию заявления, так как требование «остановить военные действия» подпадает под новые нормы КоАП и УК РФ, вступившие в силу 6 марта, принятые, как считают их инициаторы, для «защиты вооруженных сил РФ» в информационной войне.
Валерий Фадеев считает заявление коллег «вредным для России»: «С призывом остановить военные действия не согласны большинство членов президиума и членов СПЧ, в нем повторяется позиция НАТО и киевского режима: это не вопрос прав человека, а политический вопрос. Я уже говорил о неуместности наивного пацифизма. Надо понимать сложность геополитической ситуации и внимательно слушать президента, который детально разъясняет, что происходит, разъясняет причины, по которым он принял такое сложное решение». «Я транслирую не чью-то, а свою личную позицию,— возражает Николай Сванидзе.— Если Киев, НАТО и я считаем, что следует входить в помещение через дверь, а не окно, или снимать штаны через ноги, а не через голову,— такие совпадения случаются, да».
По данным “Ъ”, в ближайшее время единой позиции СПЧ по вопросу военной операции РФ на Украине опубликовано не будет.
Валерий Фадеев обещает, что совет сосредоточится на вопросах обеспечения россиян лекарствами, поставки которых из-за санкций могут оказаться сорваны, а также оказанием помощи с транспортировкой больных детей на дорогостоящие операции за границу. Кроме того, СПЧ намерен искать возможности трудоустройства россиян, потерявших работу из-за ухода западных компаний с российского рынка, говорит господин Фадеев.